Список игр для детей на улице в детском саду
Я назову список самых популярных игр, которые так нравится ребятишкам:
- Прятки.
- Салки.
- Командный конкурс «Донеси яйцо на ложке».
- Чей мяч дальше покатится (почти, как боулинг, только ничего сбивать не надо).
- Кто быстрее перенесет все предметы.
- Посадка картофеля.
- Ладушки-ладушки.
- Кто бросит дальше мяч или палку или песочную бомбочку.
- Ручеек. Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
- По кочкам через болото. Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – “замочил” ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.
- Горячая картошка.
Игры для 4 на улице летом:
кто первым дойдет до быка
Из игроков выбирают Быка. Он становится спиной к остальным участникам. Бык кричит: «Я стою на высокой, высокой, высокой… горе». (слово «высокой» может быть сказано сколько угодно раз). После сигнального слова «высокой» другие игроки могут идти или бежать — пока не услышат слово: «Гора!». Это сигнал к тому, что нужно остановиться. Кто продолжает двигаться, тот возвращается на исходное положение. Кто первым доберется до Быка, тот победит и станет следующим быком.
игра прохождение с шарами
Сначала определяют старт и финиш. Дети становятся по двое и зажимают между голов шарик. По команде игроки направляются к финишу. На обратном пути они зажимают шарик между животами или спинами. Если мяч лопнет или упадет, пары стартуют заново. Игроки, вернувшиеся на старт первыми, выигрывают.
быстрая команда игра
Игроки делятся на две команды. Каждому участнику выдаются две газетные полосы для забега, с помощью которых они должны пробежать от старта до финиша. Как только один ребенок вернется, может стартовать следующий. В гонке побеждает самая быстрая команда.
игра ломбард
Для игры понадобится длинная скакалка, которую раскачивают двое детей. Остальные игроки ищут предмет в качестве залога. Это может быть камень, маленький шарик, заколка, ведерко… Залоги кладутся на одну сторону от скакалки, игроки встают с другой.
Как только веревка раскачивается, первый участник прыгает и пытается забирать свой залог. При этом он спрашивает у игрока, что ему для этого нужно сделать. Например, 10 раз подпрыгнуть на одной ноге, присесть и т.д. Если он не справится, залог придется оставить и повторить попытку позже. Тот, кто выполнит свою задачу, может взять залог и победить в игре.
игра охотник и зайцы
Один из участников становится охотником, остальные – кролики. Охотник должен поймать зайцев. Тот, кого поймали, должен остановиться и не двигаться. Он становится тихим кроликом. Если молчаливого кролика коснется другой кролик, он может продолжить игру. Охотнику предстоит не только ловить зайцев, но и охранять тихих кроликов.
водный бой
Участники делятся на пары. Команды выстраиваются за линиями ворот. На поле между ними находятся надутые водяные шары, которые нужно перенести на другую линию поля (к противнику). Воздушные шары, которые не лопнули, можно снова поднять. Побеждает та команда, которая первой переместит все мячи в ряды противника.
пинг-понг на улице
Для игры нужны бочки (маленькие детские ведерки) и любой мяч, может быть даже теннисный. Задача игроков — забить все свои шары в стволы соперника.
уличные гонки коробка
Для игры понадобятся старые обувные коробки, в которых проделаны дырки для ног. Задача игроков – преодолеть расстояние в необычной обуви.
меткая рогатка
Игроки выстрелами из рогатки пытаются сбить коробки и постепенно разрушить всю пирамиду. Побеждает самая меткая команда.
Догони!
Две команды выстраиваются в колонны на расстоянии трёх метров одна от другой и лицом к судье. В тридцати метрах сбоку от каждой колонны проводят прямую линию — «город». По команде судьи «Первая, убегай!» игроки первой команды поворачиваются лицами к своему «городу» и бегут, стараясь как можно быстрее пересечь его черту. А игроки второй команды бегут за ними, стараясь догнать убегающих и дотронуться до них рукой. Судья подсчитывает, сколько игроков удалось догнать и запятнать, прежде чем они перебежали черту своего «города». Затем обе команды возвращаются на места и игра возобновляется. Судья подаёт команду «Убегай!», чередуя её по своему усмотрению, поэтому игроки не знают заранее, какой команде предстоит убегать, а какой — догонять. Выигрывает команда, которая в результате нескольких забегов сумеет запятнать большее число играющих из другой команды. Разумеется, число забегов должно быть одинаковыми.
Эстафета на санках
Участники игры образуют две команды и выстраиваются попарно в колонны. У каждой команды — салазки с верёвкой, установленной на линии старта. В 15—25 метрах от неё ставятся флажки или снеговики. По сигналу ведущего один из игроков первой пары каждой команды быстро садится в салазки, а второй везёт его до флажка. Здесь они меняются местами, и к старту салазки подвозит игрок, ранее сидевший в них. Вернувшаяся пара становится последней в свою колонну, а салазки также быстро принимает вторая пара, ведёт их до флажка и обратно и передаёт третьей паре и т.д. Побеждает команда, все игроки которой раньше закончат катание.
Касса-скворечник
Касса закрыта, на двери большой замок и объявление. В нём объясняется, что из-за ремонта помещения кассы билеты на мероприятие будут выдаваться там-то и там-то. Собравшиеся находят кассу. Она необычная: сделана в форме большого скворечника, находящегося под потолком (в парке он может быть устроен на дереве). На скворечнике вывеска: «Касса». В ней сидит кассир в маскарадном костюме и приглашает желающих увидеть замечательное выступление, бесплатные билеты на которое только у него. Билет можно получить, поднявшись в кассу по висящему перед ней канату или шесту. Но не всем рискнувшим влезть по канату удаётся получить билеты. Каждому поднявшемуся в кассу кассир, прежде чем выдать билеты, предлагает расписаться в их получении. Для этого у кассы и прибита черная деревянная доска и висит на верёвочке мелок. Вот это и оказывается самым трудным, а для многих просто невыполнимым условием…
Игра «Сложи буквы»
Помните, что не только спортивные эстафеты для детей на улице пользуются спросом. Ребятам очень нравятся соревнования на смекалку, логику, мышление.
Для такой игры понадобится большая группа детей. Ее необходимо разделить на команды. Выберите ведущего. Он должен взобраться повыше над игроками. Для этого можно воспользоваться возвышением на детской площадке. Ему нужно будет сверху смотреть на игроков.
Соревнование заключается в следующем. Ведущий называет любую букву. Каждая команда должна выложить ее собой. При этом игроки стремятся выполнить задание как можно быстрее.
Побеждает та команда, у которой буква сложилась в сжатый срок и качественно.
Проведение тимбилдингов
Лучший коллективный выход на природу — это хорошо организованный выезд. Многие специальные фирмы занимаются организацией подобных праздников. Если отсутствует желание и возможность к ним обращаться, то руководители решают сами взяться за организацию корпоратива. Для этого выбирается инициативная группа из числа сослуживцев (3-4 активных человека). В некоторых фирмах этим занимаются специальные менеджеры. Организационная группа проводит следующее:
- Подсчёт точного состава участников тимбилдинга.
- Выбор подходящего места. Организаторы сначала сами едут в эту округу, чтобы убедиться в безопасности, размерах, легкодоступности места.
- Составление меню. Чаще всего коллеги на природе предпочитают барбекю или шашлык.
- Подсчёт денежных средств для мероприятия. Сюда входит оплата проезда до места, покупка питания, призов для конкурсов.
- Разработка сценария и конкурсов корпоратива на природе.
После всех вышеперечисленных действий назначается дата проведения тимбилдинга, предварительно согласованная со всеми сослуживцами. Подобные выезды обычно устраиваются на выходные дни, так удобно большинству коллег.
Игры-розыгрыши
«Веревочки».
На куст наброшены веревочки подлиннее, к концам которых привязаны коробочки с призами (так кажется на первый взгляд). Ведущий объявляет зрителям, что надо смотать свою веревочку на палочку как можно быстрее и получить приз.
Подвох в том, что сматывать гости будут веревочки друг друга, только с разных концов. А призы привязаны совсем другими веревочками, концы которых надежно запрятаны.
«Лабиринт».
На дорожке устанавливается несколько препятствий – табуретка, миска с водой, натягивается веревочка. Участника просят пройти лабиринт – сначала, для тренировки и запоминания трассы, с открытыми глазами, затем глаза завязывают.
Все с дорожки быстро убирается, и участник под советы смеющихся зрителей преодолевает несуществующие препятствия.
«Наждачок».
Мужчинам выдается по палке, концы которых на длину 5 см покрыты красной краской, и по куску наждачной бумаги. Задача – как можно быстрее очистить палку от краски. Игра особенно популярна после 5 рюмки.
«Сильное дыхание».
На табурет кладется теннисный шарик. Для участия вызываются двое. Ведущий просит их одновременно дуть на шарик с разных сторон. В чью сторону тот скатится, тот проиграл – дыхание должно быть сильным.
После того, как участники пару раз попробовали это сделать, ведущий усложняет задание, завязав дующим глаза. Пока они набирают побольше воздуха, теннисный шарик быстро заменяется… например, тарелкой с мукой!
“Почта”
Мальчики и девочки находятся в разных комнатах. Все выбирают себе имена для игры, например, девочки могут стать Маргаритой, Дюймовочкой, Принцессой, мальчики – Пиратом, Горцем, Гарри Поттером и т. д. Один человек становится Почтальоном и будет передавать письма. Главное, чтобы он не разглашал, кто под каким именем играет. Почтальон вручает список с девичьими именами мальчикам и наоборот. Игра начинается. Каждый выбирает, кому он будет писать, желательно в стиле выбранного образа. Можно писать сразу нескольким адресатам, в ходе игры выбирая наиболее интересного для себя. Чем больше фантазии проявит игрок в своих письмах, тем лучше. Игра продолжается, пока не разгаданы настоящие имена участников.
Игры для подростков на улице летом
Раздача воды
Игроки стоят друг за другом с пластиковыми стаканчиками. Первый в очереди держит кружку с водой. Цель игры — перелить воду в чашку следующего человека над головой. После этого первый человек занимает задний ряд и т.д.
Двойной футбол
Подростки разделяются на две команды, собираются парами. Правую икру одного игрока и левую икру другого соединяют вместе. В игре действуют обычные футбольные правила.
Прыжки в мешках
Для игры понадобится несколько мешков. Участники должны преодолеть расстояние в мешках на скорость.
Кутюрье
Для игры выбирают парня и девушку. Задача парня – экстравагантно одеть девушку в вещи, которые надеты на нем.
Подними бутылку
Бутылки наполняют водой или песком и раскладывают в центре обруча. На конце веревки делают небольшую петлю для горлышка. Игра заканчивается, когда один из игроков поднимет бутылку с помощью петли.
Экипажи
Команды из 4 человек, стоя на бочках, пытается на скорость преодолеть расстояние. Двигать корабль помогают игроки с палками (веслами), последнюю бочку два игрока перемещают наперед плота.
Анаконда
Две команды становятся в ряд. Задача – переместить обруч по цепочке от начала до конца, не разжимая ладоней.
Сплоченные художники
Каждая пара игроков должна повторить фигуру, держа в руках привязанный маркер.
Водные баталии
Игроки двигают надувные шары силой воды. Побеждают самые быстрые и меткие.
Половинки
Два игрока, сцепившись локтями, должны справиться с каким-то действием, например, развернуть конфету, порвать на кусочки газету.
Игра «Классики»
На асфальте мелом рисуются клеточки с цифрами (классы). Каждый класс — это квадрат 40 на 40 или 50 на 50 сантиметров. Всего классов должно быть 10. Игроки распределяют очередность прыжков. Первый игрок кидает камешек на 1 и начинает его «пропрыгивать»: Прыгаем на одной ноге на 1, потом на 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, потом одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, далее необходимо развернуться в прыжке на 180%, и при этом оказаться опять двумя ногами на 9-10, и прыгаем обратно по тому же принципу. Если первый класс удалось пройти без ошибок, игрок переходит во второй класс, бросая камешек на цифру 2, и так далее до десятого класса. Прыгать всегда необходимо начинать с цифры 1, независимо от того, в каком классе ты находишься. На обратном пути от 10 к 1 игрок останавливается и поднимает свой камень, даже если он стоит на одной ноге. Если камень улетел за пределы нужного квадрата, очередь переходит к следующему игроку. Если игрок заступил за линию нужного квадрата или не удержал равновесие на одной ноге, ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто первым дойдет до 10 класса.
Различные эстафеты
Бегать по очереди можно за чем угодно и с любыми заданиями и препятствиями. Вот несколько интересных вариантов, отличающихся от стандартных типа бега в мешках или с мячом между колен.
«Налил, выпил, закусил».
На столике для каждой команды – рюмка, полная бутылка и нарезанный лимончик. Участники делятся на команды по 3 человека, первый должен, добежав до столика, налить рюмку, второй – выпить, а третий – закусить лимончиком. В рюмке не обязательно должно быть горячительное!
«Ластотрасса».
Дистанцию нужно пройти в ластах, глядя в бинокль, повернутый обратной стороной. Прохождение трассы доставит массу удовольствия зрителям!
«Глазомерщики».
Для каждой команды чертится круг диаметром примерно 50 см. Участникам поочередно завязывают глаза, и они становятся в центр круга. Задача: сделать 8 шагов из круга и вернуться обратно. Команда считает шаги вслух. Следующий участник может приступить к заданию, только если предыдущему удалось вернуться в круг, а не промахнуться или остановиться на границе – в таком случае, придется повторить! Выигрывает команда с лучшим глазомером, участники которой быстрее других справились с задачей.
«Уроборос».
Если кто не знает, это змея, кусающая свой хвост. Участники становятся «паровозиком», держа друг друга за талию или положив руку на плечо впередистоящего. Первый участник (голова змеи) должен постараться поймать «хвост» – последнего участника. Интереснее играть с большим количеством людей.
«Передавалки»
Это разновидность эстафеты, в которой нужно передать один другому предмет разными необычными способами
Важно не только, чтобы предмет быстрее достиг последнего участника, но и чтобы правильно соблюдалось условие, и предмет не упал
Разные варианты того, что и как можно передавать:
- мяч под подбородком;
- палку, зажав ее ногами;
- книжку в подмышках;
- пуговицу на указательном пальце;
- зажав спинами или лбами яйцо, опустить его на пол, не разбив (играть лучше на песке).
Еще одна интересная «передавалка» с ведущим – игра «Вкусный бублик». Игроки становятся в круг, ведущий – в середине. В руках играющих, спрятанных за спинами, находится бублик, который они передают по кругу, а улучив удобный момент, откусывают от него по кусочку. Ведущий должен догадаться, в чьих руках бублик, или поймать нарушителя «на горячем» – во время откусывания.
Если ему это не удалось, пока бублик не съели, с него причитается фант! Вместо бублика можно взять огурец.
Игры на ловкие умения
Эти игры-конкурсы основаны на возможности произвести какие-нибудь трудные, неудобные и при этом смешные манипуляции с различными предметами. Победит тот, кто сделает это лучше и быстрее остальных. Веселее, когда в таких играх участвует большое количество детей, но некоторые можно проводить и с двумя-тремя участниками.
1.Подержал? Передай соседу.
Разными способами можно передавать друг другу, стоя рядком, те или иные предметы, например:
- мячик под подбородком;
- картонный градусник в подмышке;
- палочку в зубах;
- мягкую игрушку, зажав коленками;
- в паре – перенести мяч, зажатый между спинами или между лбами.
2. «Руки прочь!»
Приготовьте небольшие предметы, овощи и фрукты, только позаботьтесь об их чистоте. Это могут быть яблоки, апельсины, морковка, огрурцы, а также мячики, каштаны, карандаши, некрупные игрушки и даже листики.
Разложите их вперемешку на столике. Задача детей – перенести предметы, каждый в свою корзину, расположенную на некотором расстоянии. Носить можно любым способом, кроме как используя пальцы рук! В ход пойдут локти, зубы, подбородок… Уронил – на 1 предмет в твоей корзинке будет меньше… Победит тот, у кого в корзинке в конце игры будет больше всех предметов.
3. «Каша для лисички».
Обыграть этот конкурс можно любым удобным сценарием, для маленьких любителей «Колобка» подойдет такой: чтоб Лиса не съела Колобка, нужно накормить ее кашей!
Котелки для каши уже стоят на пенечке, а крупу в них нужно насыпать ложкой, которую юные «колобки» будут держать в зубах. Зачерпнул крупу из общего мешочка – и неси в свой котелок! Приз получит тот, чья лисичка окажется самой сытой.
4. «Фламинго».
Полянка будет водной гладью, а босые дети, ступающие по травке – фламинго. Чтобы было интереснее, можно раздать бутафорские клювы или розовые накидки. По полянке разбросаны каштаны – это будут рыбки.
Фламинго должны их ловить – естественно, босыми ножками!– а потом относить и складывать в центр полянки, где будет «гнездо».
5. Полет «По приборам».
Эта игра – для ребятишек постарше. Приготовьте «полосу препятствий»: веревочка, которую нужно будет переступить, кегли, чтобы их обходить, скамеечка, которую надо перелезть и т.п.
По очереди каждому игроку завязывают глаза, и он идет «по приборам», то есть следуя указаниям остальных. Можно допустить веселый гвалт, когда советовать будут все одновременно. Или внести нотку порядка, проведя первого игрока самостоятельно, а затем объявив, что каждый, кто только что преодолел полосу, становится диспетчером.
А если вы незаметно уберете часть препятствий, и игрок будет старательно преодолевать свободную дорожку, будет еще смешнее!6. «Неудобное лакомство». Всем известно, как трудно съесть яблоко, висящее на нитке. А попробуйте-ка достать зубами конфету из миски с мукой или выпить воду из пластикового стаканчика без помощи рук!
Игры-единоборства
Эти конкурсы основаны на том, чтобы победить в определенном поединке. И пусть сражение шуточное, победа – всегда победа, и она должна быть поощрена призом.
- «Петухи». Дети разбиваются на пары. К лодыжке каждого ребенка привязывается воздушный шарик. Задача: лопнуть шарик противника, наступив на него, при этом не дав лопнуть свой. Во время игры непременно нужно включить веселую музыку.
- «Царь горы». Возможны различные вариации этой популярной игры. Можно попытаться сбить «царя» с бревна длинным воздушным шариком или подушкой. А если не сбивать, а попытаться снять огромную корону и надеть ее на себя? Или посоревноваться, кто дольше удержит равновесие, стоя на мяче? Или удерживая на кончике пальца воздушный шар?
- Турнир. Эта шумная и веселая игра доставит массу удовольствия детям (и, как правило, приводит в ужас взрослых!) Дайте детям наволочки с горсточкой перьев в каждой, надутые воздушные шарики, бумажные «бомбочки» с водой и предложите победить команду противника! Можно устроить водяные «Казаки-разбойники»: при попадании в руку стрелять этой рукой уже нельзя, при попадании в ногу придется прыгать на одной, ну, а если попали в голову, что поделать, выбываешь! Тут нужен арбитр. Зато можно осуществить замечательно веселое сражение двух армий! Пусть дети получат удовольствие, да и взрослые с ними вместе.
- «Папарацци». Игра основана на том, что у современных детей очень часто присутствуют при себе мобильные телефоны со встроенной камерой. Пусть пара участников возьмет в руки «оружие». На спину каждому прикрепляют «секретный знак» – какую-нибудь яркую картинку, например, цветок, животное, радугу. Задача – сфотографировать знак соперника быстрее, чем он сфотографирует твой, пока звучит музыка. Представляете, какой веселый «танец» увидят окружающие? А победителя легко будет определить по получившимся снимкам.
Для детей важно много двигаться
Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу мышц, просто получает эмоциональное удовольствие, которое формирует его нервную систему и психику. Особенно актуальна двигательная активность в период до семи лет – в это время малыши получают ключевые навыки, которые затем усложняются в течение многих лет.
Исследование – главное занятие малыша, для него жизненно необходимо всё прочувствовать лично. К сожалению, даже в детском саду дети гуляют лишь дважды в день, не говоря о школе. Даже у учеников младших классов почти никогда не хватает времени на длительные прогулки и игры
Что же, перед родителями стоит серьёзная задача, как научить малыша именно проживать своё детство, а не стоять где-то в стороне. Постараемся помочь им в этом. Для этого у нас есть подборка игр, которые подойдут для девочек и мальчиков, младших дошколят и школяров.
Соревнование «Репка»
Больше всего подходят сказочные эстафеты для детей 7 лет. Если вы разнообразите соревнование персонажами любимых историй, то малыши с большим удовольствием включатся в игру.
В такой эстафете участвуют 2 команды, состоящие из 6 человек. Остальные дети временно становятся болельщиками. Каждая команда состоит из деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки. На определенном расстоянии размещаются 2 табурета. На них сидит Репка. Это ребенок, которому можно надеть шапочку с изображением корнеплода.
По сигналу дед начинает игру. Он бежит к табурету с Репкой. Оббегает его и возвращается к команде. К нему «паровозиком» цепляется бабка. Следующий круг они бегут вдвоем. Потом к ним присоединяется внучка. Так продолжается соревнование. Последней присоединяется мышка. Когда вся компания подбегает к Репке, то она должна присоединиться к мышке. Группа возвращаются на стартовую позицию.
Побеждает тот, кто первым «вытащит Репку».
Розыгрыш
Клоун подходит к группе ребят, держа в руках обыкновенную палку. Эта палка заколдована, — объявляет он. Понятно, все заинтересуются, в чём же заключаются чудесные свойства палки. — Я могу держать её сколько мне угодно, а вот любой из вас бросит её раньше, чем я сосчитаю до трёх! — заявляет клоун. Кто-либо непременно возьмётся попробовать подержать палку, пока клоун считает. Клоун соглашается дать палку, но ставит условие: — Если ты продержишь палку, пока я считаю до трёх, то мне придётся скакать вокруг этой комнаты на одной ножке. А если не продержишь, то скакать придётся тебе. Затем клоун передаёт палку тому, кто с ним спорит, и начинает считать: — Раз! Два! А закончу я счёт завтра утром. Будешь держать палку до утра? Нет? Тогда прыгай!
Эстафеты:
Шашлык
Больше всего подходит для осеннего пикника, так как нужны опавшие листья. Как обычно, делим детей на команды. Заранее собираем листья. Определите расстояние для бега (не более 6-7 метров). В конце маршрута положите для каждой команды шампур (палку, на которую нужно нанизать лист). Игрок бежит, нанизывает листок на палочку, возвращается к команде. Побеждает та команда, у которой, естественно, будет самый шикарный шашлык к тому моменту, когда закончится веселая детская песня.
Тушканчик
Расстояние в 5-7 метров и обратно нужно преодолеть, крепко зажав мячик между коленями. Можно при этом относить в «норку» шишки, орешки или мелкие камешки. Команда победитель вновь выявляется к концу песенки.
Уголек
Делим детей на две команды. Собираем мелкие камешки или шишки по количнству участников. Сойдут и маленькие коробочки с соками. Нужно не просто добежать и положить уголек в костер, а двигаться, подбрасывая слега предмет вверх. Это же уголек, он обжигает руки! Побеждает команда, которая быстрее сложит свой костер.
Пожарные
Игра для жаркой погоды. У участника каждой команды — пустые одноразовые стаканчики. Команды нужно построить в шеренгу, правым боком к направлению движения.
У последнего игрока в шеренге должен быть полный стакан воды. По команде он переливает воду соседу в пустой стакан максимально аккуратно, бежит и становится первым (обязательно рядом с предыдущим участником). Настает очередь того, у кого теперь полный стакан воды. Он тоже переливает ее соседу. Так нужно добраться до цели. Команда, у которой в конце эстафеты останется больше воды, побеждает.