Удивительный театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Наше виртуальное путешествие

Музей-театр Сальвадора Дали в Фегерасе

Итак, вернемся в музею-театру Дали. Сейчас это второй по популярности музей Испании, после музея Прадо в Мадриде. Найти в Фегерасе музей просто, так как весь небольшой городок живет благодаря ему.

Вы увидите большое розовое здание с огромными куриными яйцами на крыше. Яркий фасад здания украшен желто-бежевыми выпуклыми фигурками, обозначающие молекулы. Не зная этого, можно подумать, что кондитер решил украсить дом кремом из кулинарного мешка.

До посещения музея у нас оставался час,  поэтому мы прогулялись вокруг. Фегерас небольшой и уютный испанский городок, где все крутится вокруг имени Дали. Все достопримечательности собраны в одном месте: и Собор, где крестили Сальвадора Дали, и Театр-музей и сокровищница.

В одном из многочисленных магазинов я купила книгу-путеводитель по музею Дали, но читать, конечно, ее времени не оставалось.  Кстати, сам Дали был против проведения экскурсий по музею, как людьми, так и при помощи аудиогидов. Он считал, что человек должен самостоятельно погрузиться в мир сюрреализма, отдаться фантазиям, прочувствовать самостоятельно без подсказки шаблонных экскурсий.

Наверняка, многие задумываются, стоит ли посетить музей Сальвадора Дали?

Мне кажется, что однозначно стоит, даже, если вы не любите живопись и музеи в принципе. И даже, если вы не любите сюрреализм. У такого эпотажного гения сюрреализма не могло бы получиться создать простую выставку картин. У Дали получился гораздо больше театр, чем музей, с ним самим в главной роли ( в прямом смысле, даже могила Дали находится здесь, в музее).

При входе в музей, посетителей шокируют сразу.

Например, над входом, расположен скафандр ( означающий начало погружения в подсознание) и скульптуры с хлебом на голове. Хлеб – это вообще отдельная тема в творчестве Дали. Перед посещением, настоятельно рекомендую почитать его биографию.

Немного о создателе

Будущий художник родился в семье нотариуса, но очень рано начал увлекаться искусством. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный художник провел свою первую выставку. Местом выставки послужил театр в его родном городке.

В семнадцать лет юных художник оставляет родной городок и едет в столицу для получения образования. Здесь он не только поступает в Академию художеств, но и знакомится с множеством интересных людей, которые оказали немалое влияние на будущее творчество. Так, к числу своих друзей-наставников Дали причисляет Гарсия Лорка и Пабло Пикассо.

К 22 годам Дали не только обретает свой художественный стиль, но и оказывается исключенным из числа студентов Академии с формулировкой «за дерзкое и непочтительное поведение по отношению к мэтрам искусства».

В возрасте 25 лет в жизни художника происходит сразу два грандиозных события. Во-первых, он становится соавтором короткометражного фильма «Андалузский пес». Во-вторых, он знакомится с Еленой Дьяконовой, которой суждено было стать музой художника.

В семье Дали были приняты строгие католические нравы, поэтому любовная связь Сальвадора с иноверкой да к тому же, замужней, была воспринята в штыки. Поэтому Дали надолго уехал из родного города, переехав в Поселок Порт-Льигард. Влюбленные поселились в рыбацкой хижине. Сальвадор писал картины, а Елена которая с юности не любила свое имя и просила называть ее Гала, отвозила их на рынок в Кадакесе. Нужно сказать, что спрос на картины был высоким и художник быстро приобретал известность.

После захвата власти генералом Франко, супруги решают покинуть Испанию и поискать счастья за океаном. Поселившись в США, художник продолжает активно работать, пишет картины, работает над театральными декорациями, выпускает книгу. Большинство произведений автора весьма скандальны, но невероятно успешны с коммерческой точки зрения.

Спустя годы семейство Дали решает вернуться на родину. Испания радушно принимает художника, ставшего уже всемирно знаменитым.

После возвращение художника на родину, мэрия города попросила подарить городскому музею одну из своих картин. Однако Дали приходит в голову преподнести своим землякам куда более щедрый дар – построить целый музей. Расположить его он решает в здании театра, которое к тому времени уже было разрушено.

На создание этого уникального сооружения ушло без малого 15 лет. Вед нужно было не только восстановить разрушенное здание, но и собрать экспонаты. Дали с огромным воодушевлением занимался созданием музея, загоревшись идеей собрать под одной крышей все свои самые удачные творения. Художник лично контролировал все этапы работ, он потратил на строительство практически все свои сбережения, а также, те субсидии, что выделяло правительство и пожертвования простых испанцев.

Затраченные средства и усилия не прошли впустую, открывшийся в 1974 году музей сразу стал популярным и быстро обрел мировую известность.

Дали скончался в 1989 и, согласно, завещанию мастера, его прах был похоронен на территории музея. Сегодня каждый посетитель может увидеть надгробную плиту, но далеко не все знают, что это не просто плита, а реальная могила.

Театр начинается… с очереди!

«Каждый человек должен воспринимать музей как законченное произведение искусства наподобие текста Раймонда Русселя, изобилующего информацией, но полностью лишенного подробных объяснений. Иными словами, каждый может делать из увиденного выводы, наиболее близкие его психике и космогонии.»

Известно, что театр начинается с гардероба. Знакомство же с театром-музеем Дали начинается еще с улицы: с площади «Гала-Сальвадор Дали». Художник завещал, чтобы первым этапом на пути паломничества в храм-музей Дали была…очередь! Воля усопшего добропорядочно соблюдается: толпы народа собираются у музея: кто в очереди на свидание с Дали, кто-то уже отстрелялся и почивает на лавочках, пытаясь переварить увиденное.

Маскарадные костюмы от Диора, созданные по рисункам Дали, 1951

В любом случае приобщение к сновидению Дали начинается с фасада здания и прибрежной площади. Напротив главного фасада театра-музея Дали установлен памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу (друг семейства Дали), где начертано его высказывание «Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках». Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной «Мыслителю» Родена. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота. Не забыта и наука, представленная символом атома водорода.

На соседней площади находится вторая скульптура «Памяти Ньютона», воздающая дань этому ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром.

В одном из углов площади помещен «Телевизионный обелиск» Вольфа Фостеля — первого

Кибернетическая принцесса из печатных микросхем, отгороженная раздвижной шелковой ширмой с восточными мотивами

европейца, создавшего концепцию окружающей среды («environment») и устраивавшего первые на нашем континенте «хеппенинги». Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой.

Хеппенинг включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.

Верхушку здания венчают подобно короне позолоченные манекены в стиле ар деко. Края центрального фасада замыкают фигуры, в руках которых атом водорода – вечный образ, символизирующий любовь Дали к науке.

Верхний карниз венчают 4 фигуры с хлебом на голове и с костылями. О, костыль несет весомую смысловую нагрузку в творчестве Дали (вы найдете сий элемент в каждом втором творении гения).

«Потребовались бы кучи и кучи костылей, чтобы придать всему этому прочный вид. Костыли, фиксирующие экстаз отдельных жестов особой элегантности, костыли, превращающие в архитектуру ускользающее движение хореографического прыжка».

А посередине прекрасных дам расположился водолаз в скафандре. В сиим облачении Дали выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне, которая могла закончится трагически для Дали, ибо он чуть не задохнулся в нем. Этот бесстрашный водолаз знаменует посетителям театра-музея Дали погружение в глубины подсознания. Ну что, нырнем?

Необычные экспонаты…

В экспозициях необычного музея собрана коллекция из более 1,5 тысячи экспонатов. Музей стал местом, в котором удалось собрать самую большую коллекцию картин художника.

Хранители музея и памяти мастера по праву гордятся коллекцией, которую на протяжении всей жизни лично собирал Сальвадор Дали. Среди полотен работы прославленных Эль Греко и Эрнеста Мессонье, шикарные платья Пако Рабана и обелиск Востелла.

Но больше всего туристов впечатляют экспонаты самого великого мастера мистификации. Завораживают трёхмерные инсталляции Дали, голограммы, погружающие за пределы реального мира, а также множественные скульптуры, созданные руками мастера.

Отвели место в музее и коллекции уникальных ювелирных изделий, выполненных по эскизам Дали знаменитыми мастерами ювелирного дела. Под впечатлением от красоты ювелирных шедевров остаются даже не понимающие смысла сюрреализма, и люди далёкие от живописи.

История создания

Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года. Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где  году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем

Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел руины, конструкция постройки его поразила, он предложил это место для музыкальных спектаклей

Его предложение не встретило отклика, к тому времени от здания, построенного в 1849 году архитектором Жозепом Рока-и-Бросом, оставались одни развалины, шаткий обгорелый скелет. Гражданская война 1936 года положила конец его былой славе, в феврале  он был подожжен солдатами национальной гвардии. Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, меру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намеренье построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. Причиной подобной задержки была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель: Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. «Музей никого не разочарует,- настаивал художник.- У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы.» В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра. Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба. Ритмическим повторением хлебов дом должен был вызывать эффект, аналогичный особняку с раковинными Касса де Лас Кончас в Саламанке или итальянскому Палаццо Деи Диаманти. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50ых годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. «Хлеб стал одним из давних предметов фитишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.» Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие. 12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города. Позднее башня Галетея стала последней резиденцией художника. Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь ос всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения – слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. После смерти художника фонд «Галл-Сальвадор Дали» приобрел здание, примыкающее к башне Галатея. Постройка была переоборудована в музейный зал, в котором с 2001 года хранится великолепная ювелирная коллекция, придуманная Дали для Оуэна Читхема. Произведения из жемчуга, рубинов, сапфиров, золота и бриллиантов достойно венчает донкихотскую затею, мысль о которой в один летний вечер посетила Дали, пока он созерцал, как отражение колокольни Св.Петра постепенно исчезало в высыхающей луже. «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Обьяснения к фотографиям творений Дали из книги 

Музеи Дали — организованная экскурсия

Если особого желания разбираться во всех тонкостях общественного транспорта Барселоны у вас нет, а попасть в Музей в Фигерасе очень хочется — рекомендуем вам организованную экускурсию в Музей Дали с заездом в уникальный каталонский городок Жирона. Такое путешествие будет стоить 76 евро с человека. В стоимость входит организованный трансфер от площади Каталонии, туда и обратно, билет в Музей, который даст возможность пройти без очереди (с информативным аудиогидом на русском языке), а также экскурсия с гидом по уникальному каталонскому городку Жирона. Экскурсия длится с 08:30 до 19:30. Подробнее об экскурсии здесь.

Наши советы по Барселоне:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси – KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
  • Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
  • Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

13.50€

35€

24€

7.90€

ПОСМОТРЕТЬ

Как доехать до музея Сальвадора Дали из Барселоны, Салоу, Ла Пинеды

На автомобиле:  

Платное шоссе-АР 7 (Барселона – Ла Жонкера) выезд на Фигейрас

Национальное шоссе номер II (Барселона- Франция)

Общественным транспортом: 

Маршрут:  жд вокзал  Барселона – Портбоу, станция Фигерас.

Удобнее всего до Фигераса доехать из Барселоны на поезде (электричке). Время в пути от центрального вокзала Барселоны до Фегераса составляет от 1,5 до 2 часов. Стоимость билета туда-обратно обойдется примерно  24 евро на человека.

Если вы отдыхаете на одном из курортов Каталонии, недалеко от Барселоны, например, в Салоу, Лапинеде, Камбрильсе, то доехать до Фигераса без пересадки не получится, в любом случае, сначала придется добраться до Барселоны.

Вот , где можно посмотреть расписание электричек и купить билеты онлайн.

Если вы поедете в Барселону из курортного города, можете , погулять  по городу, переночевала, а утром отправиться в Фегерас. Вечером вернуться в Барселону, сесть  на электричку и поехать  в курортный город, в отель.

Для тех, кому такая схема кажется невыполнимой, остается воспользоваться услугами экскурсионного агентства ().

Мы с Ниной отдыхали в Салоу, поэтому воспользовались услугами агентства Busplana и купили у них экскурсию Сальвадор Дали + . В Барселоне мы до этого прожили итак 2 дня (отель бронировали заранее). В прочем, об этой истории я уже писала: нам вообще стоило жить все время в Барселоне, а не с Салоу ().

Дали — ювелирных дел мастер

В 1999 году Фонд «Гала-Сальвадор Дали» приобрел коллекцию ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали и принадлежавших собранию Оуэна Четэма. В темном зале демонстрируются восторженному взору посетителей и сами ювелирные изделия, и эскизы к ним. Драгоценности образуют оригинальную коллекцию работ, связанных единой идеей. В этих творениях ювелирное ремесло соединилось с искусством скульптуры и живописи. В большинстве своем эти изделия не предназначены для ношения, и драгоценные камни использованы как художественные элементы.

«Украшенные драгоценностями работы  созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь».

«Королевское сердце» (1953), механизм, способный биться.

Первые задуманные Дали и воплощенные в жизнь ювелирные изделия можно отнести к сюрреалистическому этапу, другие — к мистико-ядерному периоду, а последние включают движение и механику: от мягких часов «Постоянства памяти» (1949) до креста «Свет Христа» (1953) и «Королевского сердца» (1953), механизма, способного биться.

В ювелирных изделиях в большей или меньшей степени всегда присутствует символика Дали. Брошь с названием «Постоянство памяти», недвусмысленно воспроизводящая знаменитую картину 1931 года, может послужить тому самым очевидным примером. Эти часы, которым можно приписать столько значении, являются неизменным элементом на протяжении всего творческого пути художника. Ход времени также наглядно присутствует в «Оке времени» (1949): образ глаза уже увековечивался, хотя и в совсем иной манере, в фильме Дали и Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929), а позднее, в 1945 г., в картине Хичкока «Завороженный».

Образ телефона часто появляется в работах Дали; здесь в «Телефонных серьгах» (1949) художник стремится отразить технический прогресс, быстроту современной связи и опасность мгновенного поворота мышления

Вопросы веры, представленные, главным образом, распятием, занимают важное место в ювелирной коллекции

Стоит обратить внимание на отсылки к балету, отчетливо просматривающиеся в работе «Лебединое озеро» (1959), и страсть к визуальным эффектам, проявляющуюся в подвеске «Древо жизни» (1949), в которой в двойном образе просматривается женское лицо

Также следует отметить интерес к мифологии («Дафна и Аполлон», 1953), всемирной литературе («Офелия», 1953), эпохе Возрождения — безусловно, к Челлини, но также и к Паоло Уччелло («Потир жизни», 1965), к вопросам бессмертия, к фауне и породам минералов и их антропоморфным проявлениям, к миру народной поэзии («Рубиновые губы», 1949), к современности и научно-техническим достижениям («Космический слон», 1961).

Блеск бриллиантов ослепляет нас, и мы просыпаемся. Покидаем музей через тяжелую дверь. Улица встречает нас шумом и толпами туристов, которым еще предстоит путешествие за кулисы театра Дали…

Театр-музей Дали в Фигерасе можно истолковать как грандиозную инсталляцию в духе дионисийских ритуалов с принесением даров, игры и празднеств. Музей приглашает нас стать частью этой игры, напоминая тем самым, что мы одновременно и зрители, и творцы.

 По материалам книги А.Печота «Театр-музей Дали в Фигерасе»

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе: история

В начале 60-х годов прошлого века Рамон Гвардиола, мэр Фигераса, попросил Дали подарить работу Музею де л’Эмпорда (Museu de l’Empordà). В ответ на просьбу Сальвадор решил пожертвовать не одну работу, а целый музей. Место для музея было выбрано не случайно. Театр располагался перед церковью, где крестили Дали, а в самом зале театра прошла первая выставка его работ. Дали очень любил театр и считал себя в какой-то степени «театральным живописцем».

Здание, в котором планировались построить музей Дали в Фигерасе, пребывало не в лучшем состоянии: разрушенное во время гражданской войны, оно сохранило в более или менее неповрежденном виде лишь прихожую и комнату отдыха. Начиная с 70-х годов, Дали всецело посвятил себя проекту музея, и в 1974 году состоялось его торжественное открытие.

Купол Музея, который является  не только эмблемой Театра-музея, но и символом Фигераса, был результатом творческой идеи Сальвадора Дали, воплощенной в жизнь архитектором Мурсии Emilio Pérez Piñero.

А теперь к нашему посещению театра.

История здания…

Здание театра возвели в курортном Фигерасе в 1849 г. по проекту испанского архитектора Жозепа Рака-и-Броса. В 1918 году начинающий живописец и скульптор Сальвадор Дали вместе со своими друзьями, такими же целеустремлёнными и неординарными, как и он, выставлял в здании свои первые творческие работы. Сальвадору на тот момент было всего 14 лет.

В 1934 году молодой Дали обращается в муниципалитет Фигераса с предложением давать в пустующих стенах театра музыкальные представления, но получает отказ.

В 1936 году в Испании начинается Гражданская война, ввергнувшая в свой кровавый вихрь и небольшой уютный городок в Каталонии. В ходе уличных боёв здание театра сильно пострадало, а в 1939 г. солдаты армии Испании полностью сожгли оставшиеся развалины.

Театр-музей Дали в Фигерасе

Это, действительно, театр – в прямом и переносном смысле. Музей устроен в здании городского театра. И он представляет собой настоящее шоу. Как писал Дали: «Посетители будут уходить с ощущением, что им приснился театральный сон».

Когда-то в местном театре состоялась первая выставка работ 14-летнего Сальвадора. Во время гражданской войны театр горел. В 1968 году театр восстановили и устроили там музей Дали. На создание театра-музея ушло 6 лет. Его открытие состоялось в сентябре 1974 года. С тех пор Фигерас, небольшой каталонский город в 150-ти км от Барселоны, наводнен туристами.

Перед посещением музея обязательно обойдите здание, потому что это тоже часть композиции. Театр-музей Дали продемонстрирует вам свои многочисленные лики: от вполне традиционного фасада театра до башни Галатеи с водруженными наверху яйцами.

Вход в музей

Башня Галатея принадлежала дому Горгот, располагавшемуся по соседству с театром. В 1983 году дом с башней стал частью музея. В башню Галатея Дали, одинокого и больного старика, перевезли из замка Пубол. Комната в башне Галатея стала его последним пристанищем.

Башня Галатея

Картина имеет исчерпывающее название: «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна»

Возле лестницы стоит большой портрет Бетховена, который, как пояснено в путеводителе, был создан Дали с помощью осьминогов: художник бросал их на бумагу, осьминоги оставляли черные следы и разводы. В результате этих выверенных бросков на бумаге возник образ Бетховена.

Над сценой бывшего театра водружен прозрачный купол.

Бывшая сцена городского театра, а ныне центральный зал музея под большим прозрачным куполом

Все ходят по сцене театра, не подозревая, что под ногами могила Сальвадора Дали. И узнают об этом, только спустившись на уровень ниже и оказавшись в крипте с саркофагом.

Как художник Дали пробовал себя в самых разных жанрах, и в музее представлены образцы его работ всевозможных направлений и во всевозможных техниках. Тут и супрематизм, и конструктивизм, и импрессионизм, и классицизм, и графика. Рисовальщиком он был отменным, и, кажется, никаких границ для него не существовало. Были картины, которые я приняла за старинные фотографии.

Самые ценные работы Дали разместил в Зале Сокровищ и Зале Рыбные Лавки. Это наиболее интересная часть музея. Мне очень понравилась картина «Сон Отелло о Венеции».

Много весьма неприятных произведений, типа бородатой Моны-Лизы, «Отолорингической головы Венеры»,  у которой нос и ухо поменялись местами и другими арт-объектами в том же духе.  В целом же, довольно занятно, музей огромный, но время течет незаметно, потому что в каждом зале натыкаешься на что-то неожиданное.

В зале Мэй Уэст вдоль стены стоит очередь.

Это очередь к помосту, поднявшись на который, через линзу можно увидеть лицо актрисы Мэй Уэст — лицо складывается из отдельных предметов: дивана в форме губ, сделанных из фотографий глаз, носа, в глубине ноздрей которого уложены горящие дрова. Композиция называется «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната».

Многочисленные портреты Галы

А вот как Дали изобразил своего друга Пикассо:

Знаменитые «текучие» часы

Как было написано в путеводителе по музею,  при оформлении залов Дали руководствовался принципом накопления,  а не отбора. Действительно, от такого количества и разнообразия экспонатов глаза разбегаются.

То и дело здесь натыкаешься на реплики и включения великих произведений искусства. Ника Самофракийская, Венера Милосская, шедевры Леонардо, Микеланжело — присутствуют когда фрагментарно, а когда и целиком, как, скажем, этот Моисей Микеланжело, посаженный в застенке под осьминогом:

Самый эффектный зал театра-музея Дали — Дворец Ветра. Именно в этом зале театра 14-летний Сальвадор Дали выставлял свои первые работы

В первую очередь обращает на себя внимание панно на потолке, в центре которого Гала и Дали

Заканчивается музей витринами с ювелирными изделиями, созданными по эскизам Дали.

Описание интерьеров музея Дали

Немалая часть элементов музея, составляющих его внутреннюю отделку, была создана руками Дали. Например, сюрреалист лично занимался росписью стен залов, где ныне представлены его творения. Кроме того, Дали декорировал комнаты музея в Фигерасе, используемые для представления трехмерных версий работ.

Не нужно быть знатоком сюрреализма для понимания, что интерьер музея Дали в Фигерасе развивает идеи, представленные в картинах гения. Порой кажется, что узоры покинули пределы, созданные рамками, и материализовались в пространстве, придуманном Дали. Стеклянные стены с пустотами, коридоры, обрывающиеся тупиком в самом неожиданном месте, удивляют посетителей музея Дали с первых минут пребывания.


Описание интерьеров музея Дали

Сальвадор Дали прекрасно понимал, что лучший способ представить свое видение сюрреализма – создать иллюзию погружения в мир дерзкого направления, пропитав любимым течением в авангардном искусстве каждый уголок музея в Фигерасе. Здесь романтическая задумка сталкивается с реальным положением вещей, что дает столь неоднозначный результат. Дали приложил все усилия для погружения в собственный мир грез.

Личность Сальвадора Дали

Сальвадор Дали был известен как личность незаурядная и эксцентричная — и это немало отразилось на его творчестве

С раннего детства он любил привлекать к себе внимание поражающими выходками. Принимая на себя роль непослушного чудаковатого оторвы, он стоял особняком от других людей, но при этом неизменно оказывался в центре событий

Ко всему он находил неординарный подход. Отказываясь вписываться в рамки «нормального», порой он действовал наперекор ожиданиям, не слушая никого и поступая так, как казалось верным ему самому. Эпатажный и не лишенный остроумия, Сальвадор Дали продолжал впечатлять и поражать публику своими идеями и их воплощениями вплоть до последних своих лет, и стоит отметить, что большое влияние на его жизнь и творчество оказала его супруга и муза Гала, настоящее имя которой было Елена Дьяконова.

Внутренний интерьер…

Техника сюрреализма стирает грани между реальностью и потусторонним миром, расширяет пространство. Вот так и в музее пространство разделено на пять разноуровневых площадок, в которых посетитель оказывается, как бы внутри произведения искусства.

Стены залов расписал сам мастер, а ещё их украшают великолепные репродукции его картин.

Посетитель, проходя по залам, может наблюдать стеклянные стены, за которыми, впрочем, ничего не видно, оказаться в трёхмерной реконструкции картины Дали, а также забрести в коридор, заканчивающийся тупиком.

По задумке самого мастера пространство внутри помещения искажается, создавая иллюзию пребывания в иной реальности, где все предметы выглядят, как будто во сне.

Внутренние террасы здания наполнены скульптурными экспозициями, позволяющими раскрыть внутренний мир художника, прочувствовать монументальность и великолепие сюрреализма.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий