Сценарий проводов уходящего года Собаки “Дай, Джим, на счастье лапу мне…”

«Такую лапу не видал я сроду…»

Артист московского Художественного театра В. И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: «Это было, по-моему, в марте 1925 года. Мне друзья рассказали, мол, он давно знает вас по театру и хочет познакомиться. Рассказали, что в последние дни он шибко пил, вчера особенно, а сегодня с утра пьет только молоко. Хочет прийти ко мне почему-то непременно трезвым. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима – тогда псу было всего четыре месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой!». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» – бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка…

Сидели долго. Пили. О чем-то спорили, галдели, шумели. Есенин пил немного, меньше других, совсем не был пьян, но и не скучал, по-видимому, был весь тут, с нами, о чем-то спорил, на что-то жаловался. Вспоминал о первых своих шагах поэта, знакомстве с Блоком. Рассказывал и вспоминал о Тегеране. Тут же прочел «Шаганэ». Замечательно читал он стихи. И в этот первый вечер нашего знакомства, и потом, каждый раз, когда я слышал его чтение, я всегда испытывал радость от его чтения. У него было настоящее мастерство и заразительная искренность…

Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и, когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу…».

К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: «Прихожу как-то домой – вскоре после моего первого знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто-то, Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли. Молча – и «нам показалось, – добавили мои домашние, – что все трое как будто слегка пошатывались…».

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

Кто же все-таки та муза, о которой грустит поэт? Во время написания стихотворения «Собаке Качалова» Есенин формально был несвободен – его связывали узы брака с Софьей Толстой, но этот союз очень тяготил поэта. Однако на тот момент он уже расстался с Айседорой Дункан – Есенин очень любил свою родину, а потому уехал от Айседоры в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед Галиной Бениславской, написал это произведение Есенин. Это у нее просил прощения поэт, сказав когда-то любящей его женщине, что они могут быть только друзьями. Тем и закончив их роман. А она настолько боготворила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, Есенин просит Джима: «Ты за меня лизни ей нежно руку – за все, в чем был и не был виноват…».

«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

Первая строчка стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.

Есенин написал его в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи. Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё посвящение собаке.

1925 год — последний год жизни Есенина, когда его путь уже был полон разочарований, оборвавшихся связей с друзьями, личных трагедий. Успех нёс с собой и волну фальши, неискренности. И не один только Есенин в таких условиях искал чистой привязанности, в животном, в идеализированной женщине или в сердцах родителей.

Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.

Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.

Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.

Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать», «по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться» — третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество, свободное и от мастерства, и от умствований. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником. Ни к чему красивости и изящный слог, ни к чему притворяться…

В двух последних строфах вновь меняется настроение, тут Джим выступает посредником — обращаясь к нему, Есенин говорит о некой даме, выделяя её среди «всяких и невсяких». До сих пор неизвестно, кого он имел в виду, и не было ли добавление этого нежного образа просто штрихом, воспоминанием о ком-то давно виденном.

Если же речь идёт о конкретном человеке, то переворачивается весь смысл стихотворения: и посвящение, и обращение к Джиму является лишь вступлением к последним строчками, к просьбе автора попросить за него прощения «за всё, в чём был и не был виноват». Так ли это, нашло ли это стихотворение своего потаённого адресата, остаётся загадкой. Но отзвук печали, раскаяния, угасшей любви по-особенному украшают произведение, меняя его настрой на возвышенно-лирический.

От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Собаке Качалова»

По писателю: Есенин Сергей

Чем интересны заключительные строки произведения?

Как бы ни было на самом деле, последние строки произведения «Собаке Качалова» наиболее полно и красочно рассказывают о том, что именно печальная любовь была причиной создания стихотворения. Отношения, возможно и безответные, послужили поводом для создания шедевра

В сюжете, точнее, в его заключении, Есенин хвалит пса, говоря, что он красив, и особое внимание уделяет его шерсти, которая бархатистая и ее весьма приятно гладить. Автор также отмечает, что красота собаки привлекает всех, кто приходит в гости к Качалову, каждый желает погладить домашнего питомца

В произведении имеется описание многих достоинств животного, которые красиво расписаны Есениным. Здесь же автор описывает и самого себя, говорит, что якобы сам доверчив и имеет открытую душу. Эти своеобразные качества совмещены с качествами присущими и собаке, поэтому создается ощущение, что автор хотел показать определенное сходство животного и человека.

В последних строках произведения поэт начинает задавать вопросы домашнему питомцу. Он интересуется у него, посещала ли их дом та женщина, которая обычно грустна и безмолвна. По мнению автора, хотя пес Джим за свой век видел многих гостей, эту женщину он не мог не запомнить.

При формировании вопроса отслеживается своеобразная надежда. Читатель сразу же чувствует, что расставание с молодой девушкой привело поэта к душевному расстройству.

Некоторые критики приводят в качестве примера и иное развитие событий. Возможно, Сергей Есенин в то время сильно страдал от неразделенной любви. Данная версия считается неправдоподобной, ведь он считался весьма популярным среди противоположного пола и с легкостью мог влюбить в себя любую.

Следует отметить, что симпатию к Есенину проявляла даже его литературная секретарша, которую звали Галиной Бениславской. Эта женщина любила поэта на протяжении долгих лет, и готова была делить его с другими женщинами, главное, чтобы он всегда был возле нее. Она боялась потерять Есенина.

Даже после того, как поэт умер, она не смогла пережить потерю. Женщина отправилась на кладбище, где был похоронен молодой поэт, оставила записку, в которой писалось о том, что Галина просит похоронить ее возле него. После чего застрелилась.

Исходя из вышесказанного, можно сделать логический вывод, что версия критиков о неразделенной любви – это полный бред.

Лирический герой

Лирический герой называет Джима другом, приятелем.

Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.

Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).

Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.

Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.

Система образов

Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.

Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.

Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.

Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.

Особенности второй части стихотворения «Собаке Качалова»


Стихотворение практически полностью пронизано грустью и сожалением. Подтверждение того, что именно женщина является виновницей его грустного состояния находится в последних строчках произведения. Строфы своеобразно убеждают читателя, что причина подавленного душевного состояния, в его отношениях с какой-то девушкой. Следует отметить, что накануне написания стихотворения, в 25-м году прошлого столетия, автор познакомился с армянской учительницей. Произошло это в городе Батуми и звали ее Шаганэ Тальян. То, что девушка запала поэту в душу, подтверждается посвященными именно ей строками. Ранее Есенин написал произведение – «Шагане ты моя, Шагане». Но вероятность того, что это о ней грустит поэт, старалась развеять сама Шагане, когда заявляла, что у них с Сергеем никогда не было романа.

В момент написания произведения «Собаке Качалова» Сергей Есенин уже расстался с девушкой. Женщина же, на всю Россию опровергла его слова, что якобы у них был роман. Она сказала, что у них были лишь дружеские отношения. Следует отметить, что натура Есенина была весьма влюбчивой, поэтому многие биографы считают, что версию про дружбу можно отбросить.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 25 строк ✑

Темы и проблемы

Все стихотворение пропитано сожалением. Лирический герой дважды говорит животному «дай лапу на счастье». Он словно отчаянно пытается уцепиться за любую надежду на то, что он сможет снова жить полноценно в гармонии с самим собой. Стих сильно отличается от других произведений позднего Есенина. В нем автор показал свои тяжелые мысли о том, что он заставляет страдать близких людей:

  1. Главная тема стиха — тихое раскаяние за свои поступки, которое лирическому герою стыдно признать, потому он просит собаку попросить прощения за него.
  2. Есенин поднял проблему природы и ее взаимодействия с человеком. Творец описывает ситуацию, в которой животное может утешить его лучше другого собеседника. Люди связаны с природой вокруг себя и потому видят в ней свое отражение. Лирический герой увидел себя в собаке рядом. Он приводит аргументы, что животные гораздо лучше людей и преданней. Они всегда будут любить несмотря на все недостатки, и не предадут ради личной выгоды.
  3. Следующая тема была поднята Есениным неслучайно. Он говорит о сожалении и угрызении совести, поскольку сам чувствовал подобное. Друзья годами рвались помочь поэту отказаться от пьянства и других вредных привычек, но все безуспешно. По всей видимости, Сергей понимал свои недостатки и ему было неловко в очередной раз просить прощения за то, что повторится вновь.
  4. В произведении четко видна проблема одиночества поэта и его страдания. Герой не находит понимания в лице друзей и потому изливает душу псу, которому и посвящает песню.

Поэт не может быть сильнее обстоятельств, ставшими у них на пути, но ему стыдно за всю ту боль, что он принес этой женщине. Но они оба так сильно страдают, что он не в силах самостоятельно к ней подойти.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова». написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова». наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней, он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

“” .

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

Так начинается стихотворение Есенина «Собаке Качалова». Первая строка уже давно превратилась в афоризм.

Стихотворение, как большая часть произведений Сергея Есенина, написано пятистопным ямбом. Ритм неровный, паузы создают ощущение беседы. Отчасти так оно и есть. Поэт беседует с собакой, ставя ее несомненно выше многих двуногих. И наравне с собой. Первое четверостишие убеждает читателя в том, что идет задушевная беседа между человеком и животным. Сергей Александрович считает себя другом собаки Качалова, стих Есенина подтверждает этот факт.

Вторая строфа — это открытие. Здесь поэт предлагает понять, в чем же сущность жизни. «Жить на свете стоит» — кульминационная строка. Беседа с псом — это беседа с читателем. До него Есенин пытается донести, в чем смысл жизни.

Третье четверостишие — переходное. Здесь Сергей Александрович описывает Качалова, его основные качества.

В четвертой строфе идет опять беседа с собакой. Здесь Есенин немного приоткрывает сохраненную ребячливость души. Язык этой строфы простой «крестьянский». Но с другой стороны, зачем ему витийствовать? Русскому поэту чужды завуалированные строки. Он остается в первую очередь простым человеком. Этаким «рубахой-парнем». И четверостишие тому подтверждение.

В пятой и шестой строфе настроение поэта изменяется. Теперь Джим — посредник между ним и некой дамой. Кто она? Случайная незнакомка, зашедшая в гости к Качалову? Или известная лишь Есенину девушка, которую он когда-то знал?

Если речь идет о конкретной женщине, то смысл стихотворения изменяется. Обращение к собаке Качалова Есенина — это лишь вступление к последним строкам. Действительно ли это так — загадка.

Философские рассуждения, простой диалог с собакой, драматизм — шесть строф вместили в себя все. В этом стихотворении отражается чистая душа Сергея Есенина, его простота и вместе с этим — утонченность.

Анализ «Собаки Качалова» Есенина проливает свет на то, что хотел донести поэт до читателя.

Центральные персонажи

Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.

Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.

И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.

В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.

Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.

Образная система и тематика

Основная мысль художественного текста заявлена в диалоге лирического героя и пса Джима, о котором автор говорит очень кратко. Порода, внешний вид и возраст питомца не имеют значения, гораздо важнее то, что бессловесный пес оказывается для человека не просто самым лучшим, а единственным другом.

Герой успел всей душой привязаться к Джиму, поэтому ласково называет его «голубчиком». Кроме того, при анализе «Песни о собаке» Есенина следует отметить такие образы:

  1. Василий Качалов. О нем в тексте говорится только вскользь, актер обрисован краткими штрихами, поскольку его фигура не важна для реализации авторского замысла.
  2. Незнакомка. По отношению к ней Есенин испытывает нежные чувства одновременно с сожалением. Он несправедливо обидел ее, в чем горько раскаивается. Но лирический герой признает, что неравнодушен к этой даме, ее образ смутил его покой.
  3. Лирический герой. Это человек разочарованный, уставший от жизни. Многие видят в образе черты, роднящие его с автором.

Ключевые мысли

Основная тема, звучащая в стихотворении, — грусть. Автор просит собаку дать ему лапу «на счастье», поскольку он пытается зацепиться даже за ничтожно малый шанс обрести гармонию с самим собой и с миром. Кроме того, звучат и мотивы раскаяния, которые несвойственны поздней лирике поэта. При обращении к собаке Качалова он говорит, что обижал тех, кто искренне любил его, но сожалеть о своих поступках начал только сейчас. Тяжелые мысли гнетут лирического героя, заставляя его обращаться для «беседы» к питомцу своего знакомого.

Вторая важнейшая тема, которая заявлена в тексте, — отношения человека и природы. Есенин известен как поэт, прославивший русскую природу в своей лирике. Нет ничего удивительного, что отголоски любимой тематики обнаруживаются в этом лирическом тексте.

Кроме того, касается Есенин и темы одиночества, из-за которого его лирический герой вслед за автором испытывает страдания. Ему не удается найти понимания у современников, поэтому приходится искать собеседника среди животных.

Основная идея

Лирическое стихотворение, по духу приближенное к песне, — вот как можно охарактеризовать жанровую специфику текста. Если проводить его анализ по плану, то после определения тематики необходимо обозначить главную мысль и привести аргументы, подтверждающие, что это действительно так.

Ключевая идея автора, которую он пытается передать через лирический диалог с собакой Качалова, — тот, кто заставляет своего ближнего страдать, будет несчастен сам. Тот факт, что герой поэтического текста два раза просит у собаки подать ему лапу, говорит: этому человеку одиноко, он жаждет общения, но не может получить желаемого у людей, поэтому и выбирает в качестве собеседника пса.

Он очень виноват перед неизвестной женщиной, гнетущее чувство недовольства самим собой мешает ему попробовать вывести собственную жизнь в иное русло, ему хочется пожаловаться в монологе. Дополнительные ключевые мотивы:

  • тоска;
  • сожаление о содеянном и невозможности что-либо изменить.

Лирический герой понимает, что причинил женщине страдания, однако не может извиниться перед ней сам, поскольку этим причинит ей лишь страдания. Вот почему он просит Джима стать его помощником.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий