Сценарий праздника День Победы “Фронтовые письма”

История одной судьбы — сценка про войну

Бабушка звонит несколько раз по телефону, трубку никто не берёт.

Музыка: Гудок телефона.

Бабушка плачет: Вот видишь, Ванечка, опять до деток наших никак не дозвонюсь. Дочка Соня за границу уехала, у Марка, сыночка, какая-то работа важная! Свои дела у них, своя жизнь… Ох, (вздыхает глубоко) редко видимся. Наверное, никому я не нужна, стала (всхлипывает).

Вот, Ваня, жизнь какая, будто одна одинёшенька я на всём белом свете. Хорошо, хоть с тобой разговариваю, а то бы с тоски давно померла!

Ой (встрепенулась), а я ведь утром твои медали, письма перебирала. Марк, когда приезжал (задумалась, считает), года 3 назад, просил, что бы я ему их отдала. А у меня, что ж тогда останется? Карточка твоя только? Прибрала я медали, сказала: «Как помру, отдам» (осеклась, махнула рукой). С ума схожу в четырёх стенах (вздыхает) … Лишь с твоим портретом век и коротала. Всё ты о моей судьбе ведаешь.

Пауза.

Только, Ванюша, одно утаила (пауза), что мне с детьми пришлось в войну пережить….

Я ведь душу себе лишний раз бередить не хотела, да и перед тобой совестно (пауза).

Что ж… слушай, думаю, пришло время тебе всё узнать.

Полицай и немец гонят людей, звучат немецкие фразы, ругань. Женщины идут строем и шепчутся между собой.

1 женщина: Что же это такое?

2 женщина: Фрицы проклятые.

3 женщина: Гореть вам в ад*…

4 женщина: Господи, да когда же это кончится?

5 женщина: Люди добрые, сколько нам ещё терпеть?

Фриц: Руссиш велпен, бевег дих шнеля!

Фриц пинает сапогом ребёнка, мать теряет разум, кидается на Фрица.

6 женщина: Дитя пожалей, фашист.

Частушки про войну:

«Ой, гора, гора высокая,
А на той горе убили сокола».

Поднимает сына, прижимает к груди.

Другие две женщины выскакивают, заслоняя мать с ребёнком, начинают петь и плясать перед немцем: «Ой, гора, гора, гора высокая. А на той горе убили сокола».

Немец ругается, тычет в них автоматом.

Фриц: Руссиш Шванне… Шнелер, Шнелер. Лазен зи инц нах! Швейген дер ханд энтфернен!

Полицай: Вы что оглохли, не слышите, что вам господин Ганс говорит, пошли вперёд, кому сказано! Быстро, быстро!

Фриц: Бай флухтферзух вирт гэшосн!

Погнали за кулисы, автоматная очередь, все замолчали. С другой стороны сцены появляются мать, дочь, сын.

Музыка: Звук автоматной очереди

Затемнение.

Сын: Мам, я кушать хочу…

Мама: Погоди, Марк. Погоди, сынок, немножко. Нам бы в руки этим злодеям не попасться. Вы знаете, кто мы, нас сразу убьют. Вы слышали, ребятки, что сделали фашисты с людьми, которые нас прятали!

Сын: Мам, а правда, когда война кончится, хлеба вдоволь будет?

Мама: Правда, сынок, правда.

Дочь: И хлеба вдоволь будет и сахара?

Сын: Даже сахара?

Мать: Тише! Тише, дети, молчите!

Сын: Мамочка, когда я вырасту, буду работать, куплю много-много хлеба и накормлю вас с сестрёнкой до сыта, а ещё, когда папка вернётся, возьму у него пистолет!

Дочь: Марк, а зачем он тебе?

Сын: Застрелю дядю Петю полицая….

Мать: Тише!!!!

Фриц с полицаем приближаются к дому.

Фриц: Ты должен смотреть зер гуд, карошо.

Полицай: Да вряд ли, господин Ганс, здесь кто будет. Смотрите, дом весь развалился.

Сын: Мама, я боюсь!

Дочь: Мам, мне тоже страшно!

Мать: Тише, тише, мои детки!

Полицай лезет в развалины.

Полицай: Кто здесь? Выходи по одному, руки вверх.

Мать вышла, заслоняя собой детей. Фриц отодвигает мать в сторону.

Фриц: О……!!! Гут медхен, щёйне, щёйне!

Мать: Нет! Она ещё совсем ребенок. Не тронь её!

Фриц: Мать не дольжен мешать, Ганс!

Дочь: Мама!

Мать: Постой! Я пойду!

Фриц: Мне не нужна, бабушка.

Мать: Я не бабушка….

Снимает платок, распускает волосы.

Фриц обходит мать.

Фриц: МММ, гуд, зер гуд….! Первый ты идёт…

Дочь: Мама!

Сын: Мамочка!

Фриц: Сказать им молчат! Я их застрелить.

Мать: Молчите. Не бойтесь. Всё будет хорошо. Я недолго… Я сейчас……

Фриц: Ты проверить все дома. И мне доложить!

Мать с Фрицем уходят. Полицай тоже уходит.

Дети обнялись, плачут.

Дочь: Только бы мама осталась в живых.

Музыка: Раздаётся выстрел.

Сын: Теперь я точно возьму папин пистолет (сжимает кулаки).

Звучит песня «Горе».

Дети плачут. Выходит мать. В одной руке у неё хлеб, в другой окровавленный нож.

Дети бросаются к матери, обнимают за колени.

Дочь: Мама!

Сын: Мамочка, мамочка (замирают).

Старуха: Теперь ты всё знаешь, Боренька. Всю жизнь я пыталась это забыть, да сердце не даёт. До сих пор слышу крики женщин и детей, которых расстреляли из-за нас!

Но (коротко, хлёстко) нисколько не жалею, что убила проклятого фашиста… (пауза).

Покаялась перед тобой, Боря (пауза), и словно камень с души…

Зажигает свечу.

Выходят все и поют песню «Ты гори, гори моя свеча».

У Старухи в руках коробочка с медалями. На последнем куплете Старуха кладёт голову на стол, рука с медалями разжимается. Медали падают на пол.

Долго звонит телефон, но никто не подходит.

(Фронтовые письма А. Г. Олешева)

В музее школы находятся 8 фронтовых писем и открыток Александра Григорьевича Олешева. Долгие годы они бережно хранились Н. А. Деревниной как память о друге юности.

А. Г. Олешев родился в 1919 году в деревне Тужилово Архангельской области.

Во время учебы в Шенкурском педучилище Александр и познакомился с юной Надей Кукиной, у них возникло взаимное чувство.

В 1938 году А. Олешев окончил педучилище, через год был призван в армию.

В 1939 году он начал учебу в пехотном военном училище в г. Тюмень, и в далекую архангельскую деревню полетели письма, полные грусти по дому и любимой девушке.

Война застала его далеко от фронта – в Сибири, в Томской области, а он рвался на передовую. В ноябре 1941 года писал:

«Писем, Наденька, пока не пиши, что-то на днях предвидится о движении на фронт. Жди меня. А в борьбе с врагом я буду беспощаден всегда. Кровь за кровь!»

После окончания училища А. Г. Олешев был направлен на фронт. В первом же письме он пишет: «Нахожусь в Действующей армии. Уже 14 дней в бою. Бьем немецкую гадину. Жив. Здоров. Надя! Работай на пользу фронта не жалея сил».

Александр воевал в 1234 стрелковом полку, был заместителем политрука батареи. В ноябре 1942 года младший политрук Олешев участвовал тяжелых в боях. В письме он писал: «Если бы вы знали и видели перед собой картину войны! Знали бы, в каких я был переплетах! Там было время думать только о судьбе матери-Родины».

Осенью 1942 года он был ранен, а после госпиталя – вновь в действующей армии, воюет на Белорусском направлении.

В одном из последних писем Александр писал: «По гармошке скучаю, уже давно в руки не брал. Вот закончим с гитлеровской армией, тогда сыграем им похоронный марш, а себе – веселую музыку, трепещущую в сердцах молодых людей».

В письме он написал строки известного стихотворения К. Симонова.

«О себе: Жив, здоров. Нахожусь на старой службе. Бьем немчуру».

Последнюю весточку Надежда Алексеевна получила в сентябре 1943 г.

Вскоре в тяжелом бою недалеко от Минска в конце 1943 года А. Г. Олешев погиб. Похоронен в братской могиле в деревне Красный лужок Смолевичского района Минской области.

Спустя 40 лет после войны Н. А. Деревнина ездила в Белоруссию, побывала на могиле друга своей юности.

*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите “Открыть изображение”, чтобы просмотреть в большом масштабе.

*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите “Открыть изображение”, чтобы просмотреть в большом масштабе.

*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите “Открыть изображение”, чтобы просмотреть в большом масштабе.

*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите “Открыть изображение”, чтобы просмотреть в большом масштабе.

Фронтовые письма треугольники, коротко детям

Большое значение в военные годы уделяло правительство почтовым отправлениям в виде писем. Они обеспечивали связь каждого солдата с родными и близкими, поддерживали боевой дух. Машины с почтовой корреспонденцией не разрешалось использовать в других целях,

Существовали и почтовые вагоны, которые имели такой же приоритет, как и вагоны с боеприпасами. Сначала начали выпускать специальные конверты и открытки, на которых изображалась военная символика и различные надписи,например, «Смерть фашистским оккупантам», но они редко доходили до фронта. Кроме этого, дефицит бумаги, делал такую форму не практичной.

Письма-треугольники являлись наиболее простой формой и были доступны. Стоило только написать письмо на любом листе бумаги и сложить его определенным образом.  Это наиболее простая и доступная форма являлась совершенно бесплатной. Каждый военный знал как сложить письмо — сначала лист складывался справа налево, пополам и слева направо. На прямоугольной бумаге оставалась внизу узкая полоска, которая заправлялась внутрь. На такие письма не наклеивались марки. На лицевой стороне писали адрес и фамилию адресата.

Так как было военное время, письма вполне могли попасть в руки врага, поэтому, в большинстве случаев, письма проверялись цензурой. Текст, где была хоть какая-то информация о месте дислокации или другие сведения, которые относились к военной тайне, замазывались краской, после чего ставился штамп «проверено цензурой».

Письма-треугольники не всегда доходили до адресата, так как из-за боевых действий, родственники могли переехать. Иногда письма с фронта приходили спустя много времени, когда была получена похоронка на бойца. Родственники и дети тоже отправляли своим воюющим близким письма в виде треугольника.

«Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Спустя многие годы после войны, среди множества мирных дел и забот мы должны всегда помнить о том поколении, которое прошло войну, встретилось в смертельной схватке с фашизмом и победило.

Большой вклад в победу над врагом внесли наши земляки. На фронт из Красавинского сельсовета ушло 841 человек. 397 погибло, 117 пропали без вести. Вернулось 327 человек. В войну народ не дал развалиться ни одному из 6 колхозов нашего сельсовета. Все 35 деревень выстояли. Но война забрала самое дорогое – людские жизни.

Деревня Королево – ушло 22 человека, вернулось 5;

деревня Ошарово – ушло 17 человек, вернулось 13;

деревня Синега – ушло 26 человек, вернулось 5;

деревня Волосово – ушло 30 человек, вернулось 9;

деревня Боровинка – ушло 21 человек, вернулось 9…

В центре нашего села Васильевского в небольшом парке установлен памятник погибшим в годы войны односельчанам. Здесь каждый год в День Победы проходит митинг, возлагаются цветы к подножию памятника.

Мы вспоминаем тех, кто не щадил своей жизни за Родину, за будущее, а, значит, за нас.

Война… Сколько лет прошло с тех пор, сколько воды утекло. Все меньше и меньше остается свидетелей тех событий. Уходят из жизни ветераны. Тихо, незаметно, без пафоса и громких слов, ни на что не жалуясь, ничего не прося. Тем бесценнее для нас их воспоминания, фронтовые письма и фотографии, военные документы.

Мы, члены краеведческого кружка Васильевской школы, постоянно проводим встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. В музее школы собран о них богатый материал.

Они с удовольствием приходят на встречи, делятся с нами своими воспоминаниями, переживая еще раз потери и тяготы войны.

7. Опись документов, использованных в работе.

№ п/п

Наименование документа

Год

Количество

1

Письмо Олешева А. Г.

1940

1

2

Фронтовые письма Олешева А. Г.

1941 – 1943

6

3

Фронтовые письма Кукина К. А.

1942

2

4

Фронтовое письмо Фурсова Б. И.

1945

1

5

Почтовая карточка Олешева А. Г.

1942

1

6

Фотографии

1937, 1938, 1940, 1985

5

Литература

  1. Ветераны Великой Отечественной Войны. г. Великий Устюг. Великоустюгский район. Сост. А. Н. Вайгачев. г. Великий Устюг, 1995.
  2. Книга памяти Вологодской области. Т. Великий Устюг. Вологда, 1995.
  3. Книга памяти Вологодской области. Великоустюгский район. Вологда, 1995.
  4. Е. И. Макаровский. Зов памяти. Вологда, 2004.
  5. Переживая заново войну. Сборник. 1 выпуск. Великий Устюг, 1997.
  6. Переживая заново войну. Сборник. 2 выпуск. Великий Устюг, 2000.
  7. Переживая заново войну. Сборник. 3 выпуск. Великий Устюг, 2005.
  8. Письма с фронта (1941-1945) /Сост. П. А. Колесников, В. М. Малков, Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979.
  • Назад

  • Вперед

Фронтовые письма

Информация о материале
Просмотров: 30874

XVIII районная олимпиада по научному краеведению «Мир через культуру»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Великоустюгский район

Вологодская область

«Поклонимся великим тем годам …»

(Военные реликвии – фронтовые письма)

Работу выполнила:

Кузинская Елена Владимировна, 10 класс

Руководитель:

Нелаева Валентина Михайловна, учитель истории

Цель:

  1. Изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом.
  2. Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы.
  3. Воспитание патриотизма, уважения и восхищения подвигами советских людей на фронте и в тылу.
  4. Отражение большого вклада наших земляков в победу над фашизмом.

Задачи:

  1. Провести встречи с ветеранами войны и труда Красавинского поселения, записать воспоминания фронтовиков и тружеников тыла.
  2. Изучить краеведческую литературу по данной теме.
  3. Собрать документальные материалы и фотографии времен Великой Отечественной войны.
  4. Провести исследование, изучение полученных документов.
  5. Использовать материалы о Великой Отечественной войне, находящиеся в школьном краеведческом музее.

Наша благодарность:

  1. Деревниной Надежде Алексеевне, 1920 года рождения, с. Васильевское.
  2. Деревниной Марине Николаевне, 1960 года рождения, с. Васильевское.
  3. Совету ветеранов войны и труда Красавинского поселения.

Открытка для ветеранов 9 мая фронтовое письмо, идеи с фото и пояснением

Открытка из картона и бумаги.

Приготовьте:

  1. Картон.
  2. Блестки, паетки, бисер.
  3. Бумага гофрированная разных цветов.
  4. Бумага оберточная.
  5. Бумага цветная.
  6. Тканный материал для шторок.
  7. ПВА-клей.
  8. Скотч двусторонний.
  9. Отрывной календарь.
  10. Нитки.
  11. Нож канцелярский и ножницы.

Картон для открытки.

Из креп-бумаги вырезайте прямоугольник, цвет можно выбрать, какой больше понравится или подойдет для задуманной открытки. Он должен быть меньше заготовки из картона. Закрепите его при помощи двустороннего скотча.

Затем, используя белый картон, вырезайте еще один прямоугольник.

Вырезайте еще один прямоугольник. Цвет нужен другой.

Сделайте разметку на белом прямоугольнике, используя карандаш и линейку. 0,5 мм — перегородки боковые и центральные. По бокам нужно сделать отступления, чтобы можно было загнуть.

Канцелярским ножом сделайте окошки.

Далее приклеиваем прямоугольник из бумаги другого цвета.

Для салюта используем блестки, пайетки и бисер. Приклеиваем.

Сверху приклеиваем окно.

Из ткани вырезаем шторку и приклеиваем.

Делаем объёмный отрывной календарь.

Приклеиваем календарь в нижнем углу.

Цветы вырежьте из гофрированной бумаги и приклейте на открытку.

На обратной стороне напишите пожелания ветерану.

Открытка из гофрированной бумаги

Приготовьте:

  1. Гофрированная бумага (разных цветов).
  2. ПВА-клей.
  3. Скотч двусторонний.
  4. Линейка и простой карандаш.
  5. Ножницы.

Бумагу желтого цвета нужно согнуть пополам. Используя бумагу зеленого и синего цветов, вырежьте две полоски. Полоску синего цвета приклейте в верхней части, зеленую — в нижней.

Шаблон голубя (нарисуйте или скачайте в интернете) перенесите на серебристую бумагу и приклейте. Должно получиться так, будто бы голубь парит в небе.

Рисуйте круг на красной бумаге., на обратной стороне — тюльпаны. Канцелярским ножом вырежьте бутоны. Полоски,, шириной половина миллиметра, вырежьте из бумаги зеленого цвета. Намотайте на палец, клеем закрепите конец. Круг защипните с одной стороны, должен получиться овал. Выполните, таким образом, несколько лепестков, приклейте внутри.

Напишите пожелания с внутренней стороны.

Используя шаблон, можно сделать открытки в разнообразном исполнении. Нужно только распечатать, перенести на бумагу и раскрасить.

Если ребенок умеет рисовать, открытку можно выполнить в собственном исполнении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий