Конкурс “Танцевальные сценки”

Планирование Недели толерантности в детском саду

Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:

  1. Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
  2. Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.

Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:

  • занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
  • музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями;
  • краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта;
  • физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав;
  • конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов;
  • мастер-классы для родителей.

В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия

Таблица: пример планирования по Неделе толерантности

ДатаМероприятиеУчастникиОтветственные, организаторы
12.10Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ.Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями.Воспитатели, старший воспитатель.
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети».Воспитанники первой и второй младших групп.Воспитатели и музыкальный руководитель.
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе».Родители средней, старшей и подготовительной групп.Социальный педагог, психолог.
13.10Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой».Родители и дети средней и старшей групп.Воспитатели.
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры».Младшие дошкольники.Физкультурный руководитель.
14.10Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?».Воспитанники старшей и подготовительной групп.Старший воспитатель, психолог.
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом).Родители и воспитанники младших и средней групп.Воспитатель, педагог по хореографии.
15.10Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы».Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.Физкультурный руководитель.
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности».Все воспитанники ДОУ (младшие — совместно с родителями и коллективные работы).Воспитатели, руководитель художественного кружка.
16.10Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности.Все воспитанники ДОУ.Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии.

Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе

Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности — возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.

«Мой сын – националист, что делать?»

Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:

«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.

А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….

Сказать, что я была в шоке – это не сказать ничего. Рассказала всё мужу, вечером устроили Диме выволочку, а он в ответ: «Ну и что такого? Он и правда чурка! Ненавижу его! Пусть возвращается в свой аул, а здесь ему делать нечего!».

У меня так и руки опустились. Скажите, что мы сделали не так? Почему наш сын стал таким?».

Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.

Стоит бить тревогу, если ребёнок:

  1. Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в одиночестве.
  2. Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или пропагандирующие идеи нацизма.
  3. Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
  4. Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными фразами.
  5. Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к лицам другой национальности.

Что делать родителям:

  1. Не подвергайте резкому осуждению поведение подростка, постарайтесь в спокойной доверительной беседе выяснить причину, почему сын или дочь поддерживает эти взгляды. Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор.
  2. Дайте оценку своим чувствам: «Мне очень больно и неприятно, что ты так поступаешь».
  3. По возможности ограничьте общение ребёнка с людьми, оказывающими на него негативное влияние.
  4. Обратитесь за помощью к детскому психологу.

Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой, как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от него.

Разработка проекта по толерантности в ДОУ

Проект — форма организации познавательной активности детей, предполагающая разностороннее изучение какой-либо темы. Краткосрочный проект по формированию толерантности может проводиться в течение тематической недели в ноябре, а может быть проведён воспитателем во втором полугодии.

Требования к проведению проекта в детском саду:

  • формулировка темы и актуальных задач для её изучения;
  • определение форм изучения;
  • итоговая работа.

Для младших и средних дошкольников итоговая работа может быть представлена как выставка рисунков на тему толерантности

В реализации проекта задействуют различные виды детской деятельности:

  • игровая: проведение подвижных игр в спортивном зале и на прогулке,
  • самостоятельная деятельность в игровом уголке,
  • дидактические и настольные игры;

исследовательская: изучение тематических альбомов с картинками (для малышей), иллюстрированных энциклопедий, глобусов, карт, фотографий, макетов;
речевая:

  • чтение воспитателем стихотворений и рассказов о дружбе,

заучивание стишков, скороговорок, поговорок,
прослушивание народных сказок и преданий;
социально-коммуникативная:

  • проведение бесед о добре и дружбе,

экскурсии в музеи;
творческая:

  • инсценировка историй о дружбе и фольклорных сюжетов,

подготовка и проведение дефиле в национальных костюмах,
исполнение народных песен.

Разучивание стихотворений и песен — один из этапов проекта по толерантности

С воспитанниками 6–7 лет можно проводить индивидуальные проекты по формированию толерантности. Они будут актуальны для детей из смешанных семей или являющихся представителями иностранных государств. К проектной деятельности необходимо подключить родственников, чтобы ребёнок подготовил сообщение для группы о традициях в своей семье (а также показал фотографии, интересные предметы быта).

В одну группу (подготовительную) с моим сыном ходят двое мальчиков, чьи семьи приехали на работу в РФ из Вьетнама. Сын рассказывал, что в начале учебного года ребята приносили в группу фотоальбомы и рассказывали о жизни во Вьетнаме. К сожалению, родителям побывать на этом мероприятии не посчастливилось, но сын вечером поведал о неведомых (но вкусных) бань-бао, соломенных шляпах и вьетнамских игрушках-свистульках, которые можно есть. Воспитатель и родители подготовили это сообщение и знакомство группы с традициями восточной страны ко Дню независимости Вьетнама (2 сентября).

Актуальны коллективные поделки в рамках проекта по толерантности: они напоминают, что у нас равные возможности и вместе мы сделаем мир лучше

Примеры актуальных тем для проектов по воспитанию толерантности у дошкольников:

  • «Сказка учит жить»,
  • «Календарь народных примет»,
  • «Путешествуем по свету»,
  • «Как встречают Новый год в разных странах»,
  • «Как помочь ближнему».

В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Наш детский сад участвует в постоянном проекте «Добрые крышечки»: дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд.

Сбор вторсырья на благотворительные нужды вдохновляет детей на добрые дела

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

активное использование игровых технологий
развитие родного языка
изучение иностранных языков
обучение истории
расширение знаний о народностях учеников, их традициях
использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
организация совместной деятельности учеников
внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
взаимодействие педагога с семьями учащихся
воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Почему так важно говорить об этом с детьми?

В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.

Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.

В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.

Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2021 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.

Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2021 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.

Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.

Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Смешные сценки на праздничный концерт 8 Марта – Веселые постановки для мам в детском саду

Каждый раз, когда приближается Международный женский день, воспитатели детского сада вместе с дошкольниками организовывают праздничный концерт для мам и бабушек. Кроме стихов и песен в концерт всегда включаются сценки. Маленькие дети любят переодеваться во взрослых и смешно их пародировать. Костюмами для сценок на 8 Марта могут стать старые мамины или бабушкины вещи, платье старшей сестры или юбка тети. Воспитательница должна помочь детям надеть наряды для сценок на Международный женский день с детсаду перед выступлением.

Примеры прикольных смешных сценок на День 8 Марта в детском саду

Прикольная сценка «Три мамы», видео которой вы найдете на этой странице, рассказывает о домашней жизни трех поколений загруженных мам, беспокоящихся и о совсем маленьких дочках, и о взрослых детях. В исполнении детей из детского сада сценка выглядит очень милой и смешной.

Сценка «Бабушки-старушки» в исполнении маленьких детей, переодетых бабулями смотрится потрясающе – дети, спародировавшие движения и поведение пожилых женщин, заслуживают честных аплодисментов! Для исполнения этой сценки лучше всего выбрать мальчиков и переодеть их в костюмы бабулек. Старушки, бойко передвигающиеся по сцене и отжигающие заводные танцы, придутся по душе всем!

Шуточные сценки для старшеклассников на 8 Марта – Прикольные постановки к Международному женскому дню

Самыми смешными сценками на 8 Марта в исполнении старшеклассников становятся постановки с переодеваниями. В таких инсценировках мальчики-подростки переодеваются в бабушек, мам, учителей и, соответственно, «примеряют» их поведение. Успех таких мини-спектаклей полностью зависит от актерского мастерства старшеклассников и их находчивости. В интернете сегодня можно найти тексты и видео сценок, посвященных Международному женскому дню в старших классов. В 9-11 классах ученики могут найти и выбрать постановку или даже сами написать маленькую пьесу на 8 Марта. Помощь учителей им практически не нужна, однако, перед показом сценки на праздники, преподаватели обязательно должны одобрить будущий небольшой спектакль. Шуточные сценки на женский праздник могут включать в себя частушки, песни-переделки, веселые танцы.

Примеры прикольных сценок на 8 Марта – Сценка для старшеклассников «Если б я был султан»

Сценки с переодеваниями в школе всегда проходят на «ура». Особенно прикольно смотрятся старшеклассники, переодевшиеся в женскую одежду. В сценке на 8 Марта «Если б я был султан» участвуют несколько мальчиков, исполняющих как мужские, так и женские роли. Сценарий мани спектакля простой – жена предлагает мужу переделать за него всю домашнюю работу, пока та хоть один день, 8 Марта, отдохнет от домашних забот. Удивленный «простотой» задания, ничего не подозревающий о тяготах работы по дому, супруг приступает к выполнению «легкого» задания. Вскоре он буквально сваливается от усталости, понимая, что в доме есть вещи потяжелее пульта от телевизора. Рухнув от усталости на кресло, он вспоминает популярную песню « Если б я был султан» и уже рисует картины женушек, обслуживающих его в три пары рук…Но тут мечтатель с ужасом вспоминает о «трех тещах» из той же самой песни – их «заботу» он видит просто наяву. Просыпаясь от кошмара, муж с облегчением понимает, что все это был лишь сон, благодарит Господа за одну подаренную ему жену и поздравляет ее от всего сердца, когда супруга, отдохнувшая, возвращается домой.

Занятие по воспитанию толерантности в детском саду

Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика — доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные — с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).

Проигрывание ситуаций, в которых необходимо помочь ближнему, воспитывает в детях эмпатию и доброту

К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе — это условие современной жизни.

Игровое упражнение «Озеро доброты» учит детей способам релаксации и побуждает поразмышлять о добрых делах

Длительность занятия

По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД:

  • первая и вторая младшие группы — не более 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 25–30 минут.

Занятие со старшими дошкольниками длится 25 минут, за это время воспитанники могут нарисовать и представить коллективный плакат

Таблица: временной план занятия «Передай добро по кругу» в младшей группе

Этап занятияОрганизационный момент, мотивирующее начало (сюрпризный момент)Познавательная беседаИгра средней подвижностиТворческое задание («Рисуем радугу»)Подведение итогов занятия
Длительность2 минуты3–4 минуты3 минуты4 минуты1 минута

Что такое толерантность?

В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия.

Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.

Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».

Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.

Толерантность – это активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание помогать людям, делать мир лучше.

Толерантный человек имеет такие характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и коммуникабельность.

Проблема толерантности в России и в мире

Вопрос терпимости и уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно, поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории.

В Европе, например, в связи с большим потоком мигрантов с Ближнего Востока, участились случаи нападения на беженцев радикально настроенных коренных жителей, которые выступают против «исламизации» своих стран.

А мигранты-мусульмане, в свою очередь, также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским традициям и святыням.

В России проблема толерантности была актуальна всегда. Поскольку наша страна многонациональна, на её территории с давних пор уживается большое количество разных народов со своими традициями и обычаями.

Разделение «мы и они», «свой и чужой» было всегда. Представители разных культур старались держаться обособленно, защищая свои этнические взгляды, нередко путём кровопролитных войн.

Но времена меняются, и люди, к счастью, стали понимать, что «отличные» взгляды и обычаи не значит «плохие». Что каждый человек имеет право на своё мировоззрение и свои ценности. И это право нужно уважать.

Книги

Пусть у вас дома будут книги, отражающие разнообразие нашего мира, от журналов до детских книг. Книги дают прекрасную возможность рассказать детям о разных странах и культурах, расширить их кругозор, даже просто заставить их произносить незнакомые имена. Читая книги, связанные с различными культурами, родители должны помочь своим детям сопереживать персонажам. Попросите детей подумать о различиях и обязательно подчеркнуть сходство, например ‘» этот маленький мальчик любит футбол, как и ты, » или «этот ребенок наслаждается книгой, как и ты».

Посещайте театральные представления, концерты, лекции и музеи, которые предоставляют множество разнообразных возможностей для обучения. Хотя такого рода вещи более распространены в больших городах, их все же можно найти в небольших сообществах.

Ребёнок – жертва дискриминации

По данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2021 году, почти треть родителей стараются ограничивать общение своих детей с детьми мигрантов, а также позволяют себе негативные высказывания в их адрес. Поэтому нисколько не удивительно, что подобное поведение перенимают и дошколята, и подростки.

Что делать, если ваш ребёнок в детском саду, школе или на улице столкнулся с пренебрежительным отношением или насмешками из-за своей национальности:

  1. В первую очередь объясните ребёнку, что его вины в произошедшем нет, а те, кто позволяет себе подобное поведение, не правы.
  2. Дети должны знать, что они вправе гордиться своей национальностью и своей культурой. Познакомьте ребёнка со старинными обычаями, попросите бабушек и дедушек рассказать об истории вашего народа.
  3. Научите ребёнка защищать себя от нападок. В ответ на оскорбительные слова он может сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь тем, что я – армянин/ грузин/узбек и т.д.»
  4. Обратитесь за помощью к воспитателю или классному руководителю. Попросите организовать в детском учреждении мероприятие, посвящённое знакомству с различными народами и их традициями.
  5. Если издевательства продолжаются, а педагог игнорирует ситуацию, обратитесь к руководству учреждения. Ваш ребёнок не должен страдать от равнодушия взрослых и жестокости детей.

Что такое толерантность?

Можно просто сказать, что толерантность — это терпимость к другим. Но на этом простота и закончится, ведь не должны же мы быть терпимыми к тому, что сильный обижает слабого или сосед мусорит в подъезде

С этим вопросом важно разобраться самому, чтобы уметь научить этому ребёнка. Итак, при кажущейся простоте темы, в ней есть два подводных камня, которые легко могут привести в заблуждение

Первый мы обозначили: толерантность не означает терпимости к преступности, хулиганству, хамству и другим не лучшим проявлениям человека. Терпимым нужно быть к тому, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям». Это слова из Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. Как видим, они говорят о различиях в людях и именно в этом и заключается правильное понимание толерантности. Мы должны признать, что все люди разные, но при этом равные. Это означает, что если мы видим, что представитель другой национальности или религии совершает преступление, то мы должны осуждать его за плохой поступок, а не за то, что он сам другой, отличный от нас. Нужно научиться отличать одно от другого и научить этому детей.

Другой подводный камень заключается в самом слове «терпимость». Из-за него можно подумать, что нас просят научиться что-то терпеть, закрывать глаза на других людей, которые нам не нравятся. В действительности принцип терпимости учит совсем другому: в первую очередь мы должны учится не чувствовать враждебности к другим за то, что они другие, а не сдерживать проявления этой враждебности в себе. Не следует путать слова «терпимый» и «терпящий». Научиться быть терпимым означает избавиться от необходимости терпеть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий