История праздника Святая Троица – Пятидесятница

Традиции и обычаи

В храмах, украшенных ветками березы, клена, липы, зеленью скошенной травы, на Троицу торжественно проходят службы. Животворящая и созидающая сила праздника отражена в символах (ветка березы), но и в зеленых облачениях священнослужителей.

Прихожане приходят в церковь на утреннюю и вечернюю службу, освящают березовые веточки, читают молитвы, просят Бога, чтобы благодать, данная при крещении, всегда была с ними. Так же молятся о прощении за греховные деяния, о спасении душ умерших. Молиться перед иконой можно и дома — все, что сказано искренне, от души, будет услышано.

Народные обычаи:

  • приносить из церкви ветки березы — они считаются оберегом, приносят достаток, счастье;
  • завивать венки из березовых или кленовых веток;
  • украшать голову венком из полевых цветов, травы;
  • гадать с венками, устраивать гулянья в лесу, на опушке, возле речки;
  • приглашать друзей и родных за праздничный стол, обязательно блюдо из яиц — золотистый цвет напоминает солнце;
  • свататься — сосватанные в этот день будут жить в любви и благополучии;
  • помогать обездоленным, нуждающимся, давать милостыню.

Троицкая зелень символизирует расцветающую после зимних холодов душу, проснувшуюся от прикосновения благодати Святого Духа. Ветки (душа) живы, пока держатся Лозы (Христа). Верующие, украсив дом зелеными ветками, цветами, травой, благодарят Бога, через крещение возродившего их к новой жизни.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать? Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен. Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям. Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют. Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси. При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)

Что произошло в этот день согласно Евангелию

Христос в течение сорока дней после Воскресения являлся любимым ученикам, говоря им о Царствии Божием. Собрав апостолов в Иерусалиме, Господь сказал им оставаться там, потому что спустя некоторое время они будут крещены Духом Святым.

Троица, как и Пасха, связана с ветхозаветными традициями. У иудеев спустя пятьдесят дней после Песаха начиналась жатва, и первые плоды злаков жертвовали Богу. Недаром Господь Иисус Христос именовал учеников «делателями жатвы», но это совсем другая жатва – духовная, а Троица – день начала апостольского служения — проповеди христианского учения во всем мире.

И еще одна параллель: Моисею на пятидесятый день после Пасхи был дан Богом Закон на горе Синай, это стало фундаментом ветхозаветной церкви. Но человечеству теперь дарован не Закон, но Дух Святой и благодать. В этот день рождается Церковь Нового Завета.

Апостолы пребывали в Иерусалиме, в Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря, ожидая благой вести. Их было двенадцать – на место предавшего Спасителя Иуды Искариота был избран апостол Матфий.

Апостолы получили дары:

  • проповедовать;
  • исцелять больных;
  • изгонять бесов;
  • разуметь разные языки;
  • отпускать грехи.

В тот день в Иерусалиме собралось множество людей из разных мест: из Рима и Египта, Месопотамии и Понта. Праздновали ветхозаветную Пятидесятницу — день, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Это случилось на пятидесятый день после того, как Моисей вывел свой народ из египетского пленения.

Люди эти говорили на разных языках. Когда апостолы начали проповедовать на их родных наречиях, люди не могли в это поверить. Они принялись насмехаться и говорить, что апостолы, дескать, пили много сладкого вина. Тогда апостол Петр «возвысил голос» и возвестил, что Иисус Христос, как и было предсказано в пророчествах Ветхого Завета, был распят на кресте, воскрес, на сороковой день вознесся, чему сами ученики были свидетелями, а в этот час ниспослал Дух Святой на своих апостолов. Петр призвал собравшихся к покаянию и крещению.

Сами ученики Христовы заповедали особо отмечать этот день. Христиане соблюдали их наказ с первых веков распространения учения Христа. Еще Тертуллиан (ум. ок. 220-240 г.) свидетельствовал об этом.

«Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу». (Тертуллиан)

В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, на котором был принят догмат о единосущии и равенстве всех Лиц Святой Троицы и об исхождении Святого Духа от Отца.

Официальное утверждение празднования Пятидесятницы связано с решениями Второго Вселенского Собора.

Интересный факт Центр духовной жизни России – Троице-Сергиева Лавра. В 1337 году преподобный Сергий Радонежский выстроил церковь Святой Троицы. В 1422 году, при строительстве каменного храма на месте деревянного, игумен Никон обрел мощи своего учителя Сергия Радонежского. Именно для этого Троицкого собора Андрей Рублев создал «Троицу Ветхозаветную».

История и значение

Для понимания глубокого смысла Троицы надо вернуться на многие сотни лет назад и проследить череду событий после чудесного воскрешения Спасителя нашего.

Ровно 49 дней после знаменательного события собирались ученики его в Сионской горнице. Ждали апостолы чуда, которое предрек им Иисус еще до смерти мученической. И вот на пятидесятый день от воскрешения наполнился дом шумом и гулом ветреным, заплясали языки огненные. Это Дух Святой спустился с небес. Коснулось пламя каждого из учеников Христа и обрели они способности необыкновенные: язык незнакомый понимать и говорить на нем, будущее предвидеть и исцелять хвори неизлечимые.

Не просто так получили апостолы дар чудесный. Пошли они по земле, рассказывая всем о жизни и смерти Иисуса, неся его учение людям, призывая следовать заповедям Христовым. А огонь небесный, что остался в них, должен был помочь вере в Спасителя разгореться в сердце каждого, кого встречали бы они на пути своем. С того события и утвердилась на земле церковь православная.

Суть праздника заключается в триединстве Божием. Бог-отец, Бог-сын и Святой дух — три неразделимые ипостаси Бога. Что означает единство их в творении добрых дел, прощении покаявшихся. Несет Святая Троица свет и благость в души верующих.

Что можно и что нельзя делать на Троицу?

Начнем с того, что встречать праздник необходимо в чистоте. Поэтому накануне праздника необходимо привести дом в порядок, прибраться, навести чистоту. Конечно, подобное надо делать постоянно, однако, согласитесь, в преддверии любого праздника мы наводим чистоту, что бы хорошо встретить этот день. Также необходимо помыться и одеться в свежую одежду. Что касается украшений, то это ветки березы, которые можно даже просто поставить в вазу на подоконнике или столе.

Что касается праздничного стола, то поскольку в эти праздничные дни никаких постов не предвидится, можно поставить на стол любую еду.

В сам же праздник нельзя заниматься никаким трудом, нельзя ссориться. Время посвящают молитвам и общению с близкими людьми. Кроме того, на Троицу издавна собирали и сушили травы, из которых потом готовили лекарства. Но это был удел знахарей и лекарей.

Как празднуют Троицу

Троица, день признания «Духа Божия живородящего», обычно бывает солнечной. Создается впечатление, что светится и воздух, и каждая травинка. Троицу недаром называют зелеными святками, этот праздник еще с языческих времен тесно связан с проводами весны и встречей лета. Храмы и дома украшают цветами и березовыми ветками. Пол в церкви устилают травой с полевыми цветами. Это давний обычай: в Ветхозаветной церкви синагоги и жилые дома украшали живыми цветами, считая, что все должно напоминать о цветущей Синайской горе, где «Моисей получил скрижали закона». По преданию, когда Святой Дух сошел на апостолов, сионская горница в Пятидесятницу была наполнена цветами и ветвями деревьев.

Растения в этот день считаются особенными, пучок травы, поднятый с церковного пола, советуют принести домой, высушить и хранить за иконами. Утверждают, что в дальнейшем сухая трава помогает людям и домашним животным при самых разных хворях. Отвары пьют при болезнях, подливают их к поилу. Саму траву подмешивают к сену. Букеты из полевых цветов и ветки березы тоже засушивают и бережно хранят в качестве оберега и для особых случаев. Дома украшают березовыми ветками. Зеленая белоствольная березка является на Руси символом праздника. Прежде в деревню на возах привозили спиленные деревья, чтобы украсить ими церковь, дома и дворы. Считается, что праздничное воскресенье лучше провести в лесу. По поверьям, березка имеет особую силу, которой готова поделиться. Это дерево называли «заступницей». В Троицу у крестьян издавна существовал обычай «хоронить» березу. Ее приносили в жертву высшим силам, чтобы вымолить богатыйурожай. Для этого березку топили в воде или выносили в поле и прикапывали в земле. Дошел древний обряд завивания березы. Вариантов много. Их суть заключается в том, что завивая ветви березы можно загадывать желания, просить о помощи и выздоровлении. Березовые ветки в этот день наливаются целительным соком. Из листьев делают целительные настои, а ветки можно использовать как оберег от нечистых духов. До сих пор в деревнях на Троицу запихивают березовые ветки в щели между бревнами стен дома. Делают это для того, чтобы дом защитить и оздоровить.

Родительская суббота перед Троицей: как поминать

Традиционно православные:

  • в пятницу вечером  накануне Троицкой Родительской субботы приходят на Великую Панихиду (Парастас); записки, поданные на это богослужение с именами усопших, будут еще раз прочтены на литургии субботнего дня;
  • на саму Родительскую Субботу верующие приходят помолиться за литургией и панихидой, совершаемой по ее окончании;
  • кроме этого, стараются принести милостыню о душах почивших близких – чаще всего это продукты.

Родительская суббота перед Троицей: как поминать

По окончании литургии принято идти на кладбище, чтобы там еще раз помянуть близких. А вот устраивать поминальные тризны на месте захоронения – языческий обычай; не следует также оставлять на могилах продукты.

Молитва Святой Троице

Самая сильная молитва – это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.

Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии – подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн – Тела и Крови Господа

Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени

Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их – соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние

Молитву Святой Троице можно читать онлайн по тексту ниже

«Пресвятая Троица, единосущная Держава, всего доброго на Земле причина, как возблагодарим Тебя за поданные нам, грешным и недостойным рабам Твоим, блага еще раньше, чем мы на свет пришли, за все, что подаешь каждому из нас в каждый день нашей жизни, за все, что Ты готовишь всем верным людям в небесной жизни. Мы же должны за столькие добрые дела и щедрость, и милость Твою , не только благодарить Тебя словесно, но особенно прославлять добрыми делами, почитая и исполняя заповеди Твоя: однако мы, слушая только похоти наши, страсти и вредные привычки, в бесчисленные еще с юности впадаем грехи и беззакония. Потому и мы, как нечистые и оскверненные грехами люди, не только перед Ликом Твоим Святым стыдимся явиться, но даже имени Твоего Пресвятого произнести стыдимся, если бы Ты Сам, Господи, не изъявил Твоей воли Благой, нам на радость, возвестить, что Ты чистых и праведных любишь, но и грешников кающихся милуешь и принимаешь в Царство Небесное.Посмотри же, о Пребожественная Троица, с высоты Святой Славы Твоей на нас, многие грехи совершивших, и добрые намерения и желания наши, хотя бы и вместо добрых дел, прими; и подай нам дух истинного покаяния, чтобы мы возненавидели всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших прожили, творя пресвятую волю Твою и славя чистыми мыслями и благими делами прекрасное имя Твое. Аминь.»

Что нельзя делать на Троицу

На великое христианское торжество воздержаться рекомендуется от:

Физического труда, даже от мелких дел и забот по дому. Это необходимо для того, чтобы выкроить больше времени для посещения храмов, помощи нуждающимся, празднованию Троицы в кругу близких.
Купания

Важно отметить, что этот запрет сохранился до наших дней со времен язычества. Священнослужители указывают на то, что церковь подобного табу не предусматривает.
Поминовения усопших

Троица – день, когда нужно ликовать, а не скорбеть. Почтить память покойных близких нужно до торжества, для этого и предназначена Родительская суббота.

Традиции и обряды праздника

Праздник отличается невероятной пышностью и красотой проводимых в церквях богослужениях. Священники облачаются в зеленые одеяния, символизирующие природу, ее животворящую силу.

Ключевой символ торжества – березовые ветви. Березой украшают иконы и стены не только в храмах, но и дома. По традиции пол церкви устилается свежескошенной зеленой травой.

В церкви проходит Божественная Литургия и Великая вечерня.

На праздник принято читать молитвы о прощении грехов и спасении всех усопших. Их чтение должно проходить во время богослужения или дома перед иконой и сопровождаться земными поклонами.

С древних времен в день Великой Троицы люди устраивали веселые гулянья на природе.

На праздник девушки плели венки из полевых цветов и пускали в реку. Перед тем как опустить венок в воду, загадывают желание. Оно исполнится быстро, если венок сразу поплыл по течению. Если пристал к берегу – ждать придется дольше. Мечта станет недосягаемой, если венок пошел ко дну.

Один из самых популярных обрядов на Троицу – завивание березы. Девушки шли в рощу и находили две молодых березки, расположенных поблизости друг к другу. Березки нужно наклонить и переплести их ветви. Во время процесса нужно думать о хорошем, желать родным и близким здоровья и счастья. Если загадать желание, чтобы увидеть во сне своего суженого, он обязательно приснится.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

С Троицей связан ряд запретов. Их, впрочем, не так уж много, и все относятся к заботе о собственной душе. Например, не стоит в этот день следовать распространенным суевериям и приметам, которые иной раз идут вразрез с церковными постулатами. Речь о том, что якобы нельзя работать, купаться или ходить в лес.

На самом деле для христианина нет запретов, касающихся того или иного рода деятельности. И это справедливо как для праздничного, так и для любого другого дня в году. Главное, чтобы занятия не вредили душе. Так что и прогулки, и купание, и работа верующему человеку не мешают, если он помнит о Господе.

А вот что стоит делать в этот день верующим — провести его по-христиански. Это означает, что лучше посетить храм, там можно и причаститься. Также хорошо бы проявлять внимательность к близким, быть добрым и оставаться рядом с дорогими сердцу людьми.

Никакие суеверные правила не помогут человеку сохранить и приумножить ту благодать, что он успеет получить при посещении храма. Это в его личных силах, но надо молиться и следовать Евангелию. На Троицу нет поста, поэтому разрешается употреблять все что угодно, включая мясо.

Считается, что на Троицу нельзя работать, но в сегодняшнем мире это часто невыполнимо. Конечно, если возможность представится, лучше воздержаться от какого-либо труда. Но обстоятельства чаще исключают такие шансы. И если сама Троица неизменно выпадает на воскресенье, а в этот день с освобождением от работы проблем у многих нет, то вот следующий Духов День — это понедельник. Редкому человеку XXI столетия удается взять выходной и отстраниться от насущных дел.

Если человек поистине верующий, лучше не отрекаться всеми способами от труда, а найти для молитвы время прямо в рабочие часы. А в храм, наконец, можно сходить и в иной день. Отдание Троицы длится еще почти всю следующую неделю, вплоть до субботы.

Богослужение на Троицу / Фото: flickr.com

Народные приметы на Троицу

Также считалось, что на Троицу лучше всего свататься. Посватался на Троицу, женился на Покров – жизнь будет счастливой и долгой.

Другая народная примета гласит, что если парень под березой поцелует девушку, то она будет его женой. Все наверняка известно, что когда кукует кукушка, ее непременно спрашивают о том, сколько осталось жить. На Троицу слушают кукушку, но только выясняют, сколько дней девушка проведет в отчем доме. По сути, это означает сколько ей осталось до свадьбы.

Народные приметы, связанные с Троицей, уходят своими корнями в далекое прошлое, относясь к языческому празднику Триглава. Например, погодные приметы связаны, в первую очередь, с дождем. Если на Троицу идет дождь – к хорошему урожаю зерновых, грибов, к теплому лету. Если же человек попал под дождь и весь промок – это к добру и исполнению всех заветных желаний. А если кто увидел радугу в этот день, на следующий год не будет болеть и обретет богатство.

Кроме того считалось, что в этот день лучше всего искать клады в земле.

Есть еще одна интересная примета. Считается, что купаться на Троицу нельзя. Связано такое поверье с тем, что на эти дни приходилась Русальная неделя, когда вся нечистая сила выходила, что называется, на волю. Естественно, если вы пошли купаться, то вас может утащить на дно русалка. Само собой, что в наше время такое поверье не имеет смысла, однако церковь все так же не рекомендует купаться на Троицу, а делать это несколько позже.

Уже упоминалось, что главным деревом Троицы была березка. По сути она носила тот же статус, что ель на Рождество, Новый год. Помимо украшения домов и храмов ветвями этого дерева, с березой связан еще один интересный обряд – это завивание.

За день до праздника незамужние девушки ходили к березовому колку и выбирали себе понравившееся дерево. Одну из веток березы они заплетали в кольцо, стараясь не сломать ее. Если ветка при заплетании ломалась, замужества этой девушке не видать. Когда ветки были заплетены, девушки уходили и возвращались только на Троицу. Расплетали ветки и смотрели на листья, если они остались зелеными – скоро за муж, если же пожелтели, значит еще не время.

Кроме заплетания вокруг березки девушки еще и водили хоровод, прямо, как вокруг елочки, только песни были другие. Вот, например, такая про березку:

  • Березонька моя, березонька,
  • Береза моя белая, Береза кудрявая,
  • Стоишь ты, березонька,
  • Посередь долинушки.
  • На тебе, березонька,
  • Листья зеленые,
  • Под тобой, березонька,
  • Трава шелковая.
  • Близ тебя, березонька,
  • Красны девушки 
  • В Семик поют.
  • Под тобой, березонька,
  • Красны девушки 
  • Венки плетут.

Что делать на Троицу

В этот день нужно посвятить в церкви очень простые букеты из болотной травы, полевых цветов и т.п. После службы в церкви нужно принести их домой и украсить ими дом.

На Троицу церковь щедро украшается зеленью – застилаются полевыми травами даже полы. После богослужения эти травы не выбрасываются, а тщательно собираются и используются как лечебное средство. В деревнях считается, что очень хорошо этой травой накормить домашнюю скотину – чтобы не болела целый год.

Хорошо взять из церкви на Троицу пучок травы, засушить его и беречь целый год как оберег от дурного глаза случайного гостя. Набожные старушки сушат и толкут в ступке принесенные из храма цветы и считают, что достаточно вовремя окурить больного благовонным дымом этого порошка и священного цвета, чтобы заболевший человек пошел на поправку.

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Догмат о Пресвятой Троице – основной догмат христианства. Бог един по Существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.

По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта». Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит… войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Никео-Цареградский Символ веры, составленный на Первом и Втором Вселенских соборах, и зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.

Согласно ему:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.

Традиции торжества

Троица отмечается не одно столетие, за это время она успела обрасти десятками традиций — как церковных, так и распространенных в народе.

Если говорить о мероприятиях, проходящих в церквях, День Троицы признают одним из наиболее зрелищных и ярких. Дело в том, что на этот день священнослужители надевают бросающиеся в глаза одежды зеленого цвета. Кроме того, сами храмы и внутри висящие иконы принято украшать полевыми цветами, березовыми ветками, зелеными листьями, по полу стелить свежую траву.

Перед праздником в субботу начинается всенощное бдение. В сам торжественный день на богослужении читают Евангелие. На литургии и великой вечерне читают молитвы. Среди прочего на попразднство на утреню и вечерню принято читать Акафист Пресвятой Троице. Подобные события проходят в соборах, храмах, церквях и подворьях, где есть православные.

В церквях освящают воду. Люди после службы имеют право забрать домой те травы, листья и ветки, которыми было украшено убранство храма. Они несут их домой, чтобы сохранить на год до следующей Пятидесятницы. Эти растительные обереги, по поверьям, защищают жилище от бед и болезней.

В домах стараются разложить ветки и листья, поскольку зеленый цвет — это символ животворящей веры. Он означает, что зима окончательно ушла, а главное — человеческая душа освободилась от греха.

Люди традиционно начинают действовать накануне — в родительскую субботу перед Троицей. По-церковному она правильно называется Вселенской родительской субботой. В этот день принято поминать ушедших родственников, ходить на кладбище и оставлять там угощения.

Также в канун торжества хозяйкам полагалось наводить в доме порядок, а также убираться во дворе. Для праздничного стола пекли каравай или хлеб в качестве символа благополучия и плодородия, а также готовили иные угощения. После службы принято было приглашать в убранный, украшенный и наполненный яствами дом гостей, родственников, дарить друг другу подарки. А после обеда люди устраивали праздничные гуляния — отправлялись на природу, там пели песни у костра, исполняли обрядовые танцы и радовались приходу лета.

Среди народных целителей в этот день было принято собирать травы. Они верили, что лечебные растения становятся еще сильнее и полезнее, наделяются чудодейственными силами.

Священнослужители на Троицу / Фото: flickr.com

Что значит Троица у православных: комментарий священнослужителя

Представители церкви дают примерно те же самые ответы на вопрос, что означает праздник Троица в христианстве. Традиционно священнослужители рассказывают об истории, случившейся почти 2000 лет тому назад (как Святой Дух сошел на учеников Христа).

Священники также подчеркивают, что Дух является незримой силой, которая всегда находится рядом с верующим человеком. Благодаря ему мы можем не только получить просимое в молитве. Мы способны делать и добрые дела – помогать людям, учить их и вдохновлять, особенно в тех ситуациях, где они уже опустили руки и потеряли всякую надежду.

Дух Святой – Утешитель, Учитель, он олицетворяет силу Божью. Более того: Дух – это и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому не будет никакой ошибки сказать, что Господь всегда рядом с нами, ведь Святой Дух до сих пор находится на земле.

И на вопрос о том, что символизирует праздник Троицы, можно ответить и так: он обозначает наше единство с Богом. А выражается это в том, что мы всегда можем обратиться к нему за прощением и помощью и непременно будем услышаны.

Вот почему Троица – это не менее светлый и важный праздник, чем Пасха или, например, Рождество. И отмечать его нужно в любом доме не только с почтением, но и с большой радостью – тем солнечным чувством, которое особенно часто приходит к нам весной и летом.

Троицкая родительская суббота за день до праздника Троицы

За день до Троицы празднуется Троицкая родительская суббота – это традиционный поминальный день.

Могила и памятник умершего – долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста – пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.

Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.

Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.

На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию – в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку – чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.

Да хранит Вас Господь во Святой Троице!

Иконография праздника

Первая икона, изображающая Святую Троицу, носит название «Гостеприимство Авраама». По ветхозаветному сюжету, праведник Авраам встретил в Мамврийском лесу трех странников, оказавшихся ангелами. Они поведали ему счастливую весть о родившемся наследнике Исааке, а также о том, что потомки его сына «благословят все народы».

Существует несколько икон, описывающих событие схождения Святого Духа на апостольские головы в сионском доме. Обычно иконописцы изображают благодать в виде отдельных языков пламени. Реже Святой Дух выглядит на иконах как поток небесного света, разделенный на лучи.

На некоторых полотнах фигурирует царь Давид с короной на голове, он держит отрез ткани, а на нем лежат 12 свитков. Царский образ на иконах символизирует человечество, все народы, к которым апостолы обратились с евангельским учением. Царь – пленник, узник, но апостольскими устами с ним заговорил Спаситель, донес до него Истину. На других иконах свитки держат сами апостолы, это символизирует их готовность нести свет просвещения.

Специалисты называют его полноценным трактатом, созданным не словами, а образами.

Когда иконописец пишет пустой участок под сионским домом, так он изображает гробницу, оставшуюся пустой, когда Господь воскрес. На невидимое присутствие Спасителя указывает пустое пространство меж Павлом и Петром. На раннехристианских иконах Троицы есть образ Богоматери.

Вывод

Мы говорили о праздных словах. Это не просто слова о погоде или спорте. Это слова, ведущие к учению, к заблуждению. Подумайте сами. Если каждое слово имеет значение и Бог спросит нас за то, что мы говорим и учим, то может, стоит в своих проповедях, быть ближе в тексту Библии? Не прибавлять туда ничего.

Нам открыт путь во святилище, в Царство Бога. Там есть свой язык, как в любой стране. И мы видим, что Бог часто в Слове напоминает нам, что нельзя говорить, а что можно

Знание языка важно, чтобы быть согражданами святым и своими Богу. А не чужестранцами. Перестаньте употреблять слова, которые не имеют отношения к Слову

Перестаньте употреблять слова, которые не имеют отношения к Слову.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий