История праздника День Веры, Надежды, Любви и Софии – 30 сентября

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 4, 22-30

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого, или не сгубит самого завидующего. Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Богослужение

Служба святым мученицам совершается по уставу четверичных святых совместно с попразднеством Воздвижения Креста Господня.

Тропарь, глас 1.

Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением, ко Христу течение скончавше и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею совершаем досточюднии святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, глас 1.

Агницы словеснии, Агницу и Пастырю беседовати сподобистеся. Огневи лютому и мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестнии. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца девы богомудрыя.

Седален.

София, честныя священныя леторасли, Вера, и Надежда, и Любы явльшеся, мудрость объюродиша еллинскую, благодатию. Страдавше, и победоносны явившеся, венцы нетленными от всех Владыки увязошася.

Библиотека Русской веры Канон св. мученицам Вере, Надежде, Софии и матери их Софии →

Читать онлайн

Четвёртая заповедь Нового Завета: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

В Библии правда Божия — верность Бога Своим обещаниям (обетованиям), Своим словам, а правда для людей — верность крещальным обетам.

Правда, Истина — это одно из имён, и, соответственно, качеств Бога. Правда Божия, как верность Бога Своим обещаниям о победе над силами зла, была в полной мере  явлена Боговоплощением.  Церковная гимнография поэтому именует Христа Солнцем Правды.  Нет многих истин, Истина предельно конкретна и единственна — Истиной является Сам Бог — «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6).

Под правдой Божией также понимают Божественную справедливость. В течение нашей земной жизни Господь милосердно ожидает нашего покаяния и направляет нас к нему, невзирая на тяжесть наших грехов, по окончании же нашей земной жизни нас ждёт Суд Божий, т.е. Его правда.

В нравственном понимании алчущие и жаждущие правды — это совестливые. Жажда правды свидетельствует о живой совести.

От слова правда происходят термины праведник и праведный. Праведники — исполняющие заповеди Божьи. А праведные — это и праведники, и тип святости (подвижники, которые, достигли святости, живя в браке, например, св. праведный Иоанн Кронштадтский).

Что значит насытятся? Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софииглас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софииглас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Кстати, необычный случай, связанный с этим праздником, произошел в Твери. В начале 90-х Ирина Лутай ждала мальчиков — но на свет неожиданно для всех появились дочки (см. фото выше). Когда Ирина немного пришла в себя, то поняла, что это — судьба, ведь родились сразу три девочки, и родились они 27 сентября, накануне дня почитания святых Веры, Надежды и Любови.

Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.

Батюшка был в сильнейшем изумлении — ведь надо же так, три девчушки и родились рядом с такой датой.

Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2021: где почитаются святые

С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся «гостиницей» для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.

В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры: 26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды: 14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови: 30 сентября.

Дни Ангела для Софии: 28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Исторические корни праздника

Святые сестры жили с матерью в Риме, когда во II веке там правил император Адриан. Большинство населения империи того времени по-прежнему придерживалось языческой веры, однако София и сама обратилась в христианство, и крестила трех своих дочерей. Это был искренний и глубокий порыв устремленной к Богу души – дочери Софии носили имена трех самых главных христианский добродетелей.

В конце концов об этом донесли нечестивому императору, который захотел заставить христианок предать Христа. Он приказал доставить к себе во дворец женщину с дочерьми, чтобы заставить их высказать поклонение богине Артемиде. Те оставались непреклонными.

Тогда Адриан придумал применить двойные издевательства – заставил Софию наблюдать за тем, как пытают и мучают ее дочерей. Мать не просила о пощаде, а только призывала имя Христа и умоляла дочерей оставаться непреклонными в вере. Жестокие пытки не принесли императору желаемого – сестры не отреклись от веры, а жестокие пытки странным образом не причинили им вреда.

Тогда Надежду, Веру и Любовь казнили, мать была рядом с ними. Вере тогда только-только исполнилось двенадцать лет, Надежда отметила свое десятилетие, а самой младшей Любови было девять лет. Тела истерзанных девочек отдали матери, и та похоронила их за городом, выбрав высокое место.

В течение трех дней святая София не отходила от могилы любимых дочерей, а потом тихо скончалась от постигшего ее горя. Она была похоронена верующими рядом со своими детьми. За свой подвиг веры София, Надежда, Вера и Любовь была причислена к лику святых. В 777 году их мощи были перенесены во французский Эльзас, где и покоятся с того времени в храме города Эшо.

Монастырь, находившийся в этом населенном пункте, в связи с этим значимым событием получил наименование аббатства святой Софии. Сам Эшо превратился в разросшуюся гостиницу, в которой останавливались паломники – огромное их количество приходилось на период средневековья, они прибывали туда для того, чтобы специально поклониться мощам святых мучениц и их матери.

История праздника

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь.

Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.

Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры.

Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам.

Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку.

Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы.

На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

В ожидании Христа

Когда читаешь древние жития про зверские пытки детей взрослыми дядями-палачами в окружении интересующейся публики — как-то не сразу понимаешь, как со всем этим быть. Да было ли это? Да как такое можно вытерпеть? Но что мы вообще знаем о людях того времени?

В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери: Вера 12-лет, Надежда 10-лет и Любовь 9-ти лет.

Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа.

И эта весть о пришествии для них была не «концом света» в том смысле, в котором мы его нередко понимаем. Это была весть о конце зла, победе добра над злом.

Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).

Как пишет библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлеев, «Второе пришествие виделось как конец этого мира, но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение, как ожидание воскресшего и прославленного Господа.

И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное (что все сгорит и всех накажут, как появляется в апокалиптических настроениях сегодня). Это было ожидание-надежда.

Знак времени не позволял пустить корни в мир, зацепиться за земное. Раз Христос скоро придет, зачем мне собирать сундуки с добром?

Но, что очень важно для понимания мироощущения первохристиан, это было не просто ожидание – того, что придет когда-то; это было пребывание — «Царствие Божие внутри вас»». И Христос действительно приходит к тому, кто Его ищет

Попросту говоря, первые христиане старались — и некоторые умели — жить на земле по закону духа. И дела делать, и Богу молиться. В ожидании Небесного Царства, они, по мере возможного, старались исполнять его на земле: из посланий апостолов мы знаем, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.

Поэтому мать воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.

О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно (сверхчувственно, сверхестественно) утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.

Традиции и обычаи праздника

Одной из главных традиций у женщин считалась традиция громко поплакать утром. Считалась, что плачь отгонит от дома и семьи все невзгоды, беды, болезни и горести. Плакали и для того, чтобы немного пожалеть себя, если говорить современным языком «выпустить пар». Ну а если поводов для плача не было, то плакали о жизни близких людей, друзей, соседей. Даже была поговорка такая: «Кто слезы утром рано проливает, тот всю семью от горести оберегает». В этот день также вспоминали, что надеяться нужно на добро, но и быть готовым к худу. Плач является своеобразным символом страдании Софии по своим детям. Со слезами выходят все беды, переживания, успокаиваются нервы. 

Когда плач прекращался молодые люди устраивали так называемые «деревенские святцы», на них было принято присматриваться ко второй половинке. 

Замужним женщинам положено было идти в церковь с тремя свечами. Две свечки ставили пред иконой Иисуса Христа. Третью свечу нужно было в полночь вставить в каравай и прочитать слова о спокойствии целых 40 раз. На утро кусочки каравая раздавали всем членам семьи. Считалось, что этот каравай могут попробовать только члены семьи и никто другой посторонний. Их или съедали, или отдавали домашним животным. Такой обряд должен принести в семейный дом спокойствие, тепло, уют, должны уйти все раздоры, проблемы, болезни. 

Принято также в церкви обращаться к иконе трех святых мучениц, просить у них сил для укрепления веры, здоровья, благополучия, любви. У великомученицы Софии просят здоровья для больного ребенка, молятся также об избавлении от женских заболеваний, просят о зачатии ребенка, молятся также о тяжелых утратах. 

В целом, этот день принято проводить в кругу самых близких людей, обмениваться хорошими новостями, играть с детьми, угощать их разными сладостями

Детям уделяется повышенное внимание, особенно девочкам. 

Интересные факты

Мощи святых в 15 веке по решению Папы Римского были перевезены на Марсово поле в церковь, это была церковь, названная в честь святого Сильвестра, а часть их передали монастырю. 

Уже в 777 году останки были перевезены в Эшо, женский монастырь, расположенный во Франции. Очень много паломников приезжали, чтобы побыть рядом с останками святых. Рядом с монастырем даже была построена огромная гостиница для приезжающих. Но во время революции это место было разгромлено, а мощи выкрали. Как известно на сегодня, монахини забрали и спрятали мощи на кладбище монастыря, но местонахождение их до сих пор неизвестно. 

Этому дню посвящено множество стихотворений, песен, а также различных полотен. 

Традиции и обряды на День Веры, Надежды и Любови

Главные традиции 30 сентября – Плач (избавление от горестей), «деревенские святцы» (поиск вторых половинок), заговор о покое в семье со свечами и караваем.

– На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин. Именины обычно праздновали три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели — веру, надежду и любовь.

– Традиционно в этот день все без исключения женщины громко плакали, тем самым избавляя себя и свои семьи от горестей, печали и бед. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софии, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетались с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.

– В народе считается, что если 30 сентября оплакать всех своих близких и свою собственную долю, то в течение года ничего плохого не случится. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софьи, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетаются с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.

– По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что всё так и сбудется.

– Замужние женщины в этот день покупали три свечи. Две из них сразу же ставили в храме (церкви) перед иконой Христа. Последнюю с наступлением полуночи вставляли в каравай, который стоял на столе, и читали 40 раз без остановки желанные слова о покое в семье. Утром этим караваем женщина должна была накормить всю семью. Если оставались крошки, необходимо было их сберечь и не выбрасывать.

Кто такие святые отцы?

Церковь Христова — не просто собрание единомышленников, но нечто несравненно большее. Она — живой организм, единое тело, которое Святой Дух наполняет сверхъестественной жизнью. Как говорит Господь, «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Как говорит Священное Писание, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).

Святые отцы — это выдающиеся деятели Церкви, которым Святой Дух даровал премудрость и разум, для того чтобы они верно хранили, передавали, возвещали и защищали от лжеучений Божественное Откровение.

Им мы обязаны огромным вкладом в формирование догматики, богослужения и устроения Церкви. Их труды до сих являются для нас источником наставления в истине.

Иконография и значение

Иконы, перед которыми молятся прихожане в церкви, придя на большой праздник или в будний день, выглядит следующим образом:

  1. Святые всегда изображаются на иконе вместе, вчетвером.
  2. На первом плане иконы всегда изображены облики девочек, принявших мученическую смерть от языческого императора.
  3. На заднем фоне иконы стоить Софья, нежно, по-матерински обнимая девочек за плечи.
  4. В отличие от матери, головы девочек, изображенных на иконе, не покрыты платком, что указывает на их юный возраст.
  5. Одежда Софьи белого или серого оттенка. Так было принято одеваться вдовам, в дальнейшем посвятивших себя служению Господу.
  6. На иконах девочки одеты в разноцветные одежды, не имеющие особых отличий или символизма.

История страданий

Но Адриан продолжал настаивать. Он обратился к Вере:

«Принеси жертву великой богине Диане».
Когда девочка отказалась, её раздели и стали бить. Палач избивал Веру, но она стойко переносила удары. Тогда палач принёс железную решётку и поставил её на огонь. Когда решётка раскалилась докрасна, на неё положили связанную девочку. Но, по воле Господа, она не обожглась.
Это чудо ввергло всех в сильное изумление. Невредимую девочку поместили в чан с бурлящей смолой, но и в нём она не сварилась, как все ждали, а продолжала молиться Христу. И тогда Адриан, не зная, как ещё можно заставить её отречься от веры, приказал обезглавить девочку.

После казни Веры, император обратился ко второй сестре Надежде и предложил ей не терпеть те муки, какие только что перенесла её сестра, а признать Диану богиней. Но и Надежда отказалась предать свою веру, и была истерзана так же, как и сестра. Её били, мучили и огнём и кипящей смолой, но не смогли сломить. Как и Веру, Надежду обезглавили.

В третий раз, уже третьей сестре, самой младшей – Любови, предложил жестокий царь отречься от Христа, и в третий раз получил отказ. Любовь привязали к колесу, растянув так, что выскочили суставы, и стали бить палкой. От её крови земля вокруг стала мокрой. Но она молчала, и это ещё больше злило мучителей. Тогда её бросили в печь, из которой выплеснулось пламя, обжигая окружающих, но девочка осталась нетронутой огнём. После всех этих издевательств, ребёнок был обезглавлен.

Народ, наблюдающий за казнью, роптал. Многим была отвратительна звериная жестокость императора, а многие не понимали мать, отдавшую своих детей на страшные мучения. Ведь если бы она принесла жертву Диане, она спасла бы своих детей от смерти! Язычникам, действительно, была непонятна логика этой женщины. Но София понимала, что если она спасёт детей сейчас, предав веру, то навсегда закроет перед ними дверь в вечную загробную жизнь и обречёт их на вечные муки в Аду.

Обряды, ритуалы, традиции, заговоры 30 сентября в день Вселенских бабьих именин

30 сентября было принято поздравлять с именинами не только женщин и девушек, носящих имя святых мучениц, но и весь женский пол. Празднование длилось обычно три дня, начиная с 30 сентября, во время которого пекли караваи, пироги и кренделя, а также готовили кисель из красных ягод.

Сегодня каждая женщина должна была начать свой день с плача. По народным приметам считалось, что если она наревется вдоволь, то потом год плакать не будет.

Женщины, состоящие в браке, на рассвете 30 сентября покупали в церкви три свечки, две из которых ставили у иконы Спасителя, а одну несли домой, и замешивали тесто, из которого пекли хлеб. Ровно в полдень свечу вставляли в каравай и, глядя на нее, сорок раз произносили «Отче наш». Затем этой выпечкой кормили всех своих родных и близких, чужим ее отдавать было нельзя. Оставшимися крошками кормили домашнюю птицу. Таким способом хозяйки дома старались привлечь в семью спокойствие и мирные отношения.

На Вселенские бабьи именины устраивались в селах «деревенские святцы». Молодые и не состоящие в браке девушки и парни приходили на «вечерины», чтобы себя представить, да на других посмотреть. Если же кто-то уже питал к кому-то чувства, то именно сегодня можно было в этом признаться.

30 сентября девушки состригали ногти и подрезали волосы, по которым потом плакали горькими слезами, но после радовались, что стрижка – символ новой жизни, полной приятных сюрпризов и радостных моментов.

По старинной традиции в этот праздник просили у обладательниц таких имен, как Вера, София, Надежда и Любовь, мелкие подарки, а взамен одаривали их монетами. Существовала примета, что таким образом можно счастье и удачу к себе привлечь.

В день Вселенских бабьих именин было принято читать заговоры, помогающие как в личной жизни, так и в деловой сфере.

Ритуал от лишних слез 30 сентября девушки и женщины оплакивали не только собственную несчастную долю, но и других – родных, близких и друзей. Начиная с полудня, реветь уже было запрещено, поэтому плакальщицы читали заговор от лишних слез. Для этого они набирали в емкость воды, куда добавляли немного святой, вставали у открытого окна и говорили такие слова:«В дремучем лесу росла ива плакучая. Я к ней подошла и слезы отдала. Пусть она тут растет и слезы мои стережет. На волю не отпускает, про меня не забывает. Я ей подарок подарю и за все поблагодарю».Заговоренной водой нужно умыться трижды. Остатки вылить под ивовое дерево и повесить на его ветви красную атласную ленту.

Заговор на служивого Чтобы солдата не убили во время военных действий, женщины 30 сентября читали такие слова, держа перед собой чашку с водой:«Раба Божьего заклинаю, от всех бед остерегаю. Пусть пуля мимо летит, пусть сердце только от любви болит. Пусть тело будет крепким, а глаз метким. Аминь. Аминь. Аминь».Потом воду выливали на одежду солдата.

Обряд на семейное счастье Взять простыни, на которых несколько дней лежали домочадцы, и окропить их водой, набранной из трех природных источников. Затем повесить сушиться под солнечные лучи, приговаривая при этом заговорные слова:«Ты, простыня, теплом согревалась, водой умывалась, на солнце сушилась, все злое с тебя смылось. На ложе положу, унеси из дома беду. Будем жить душа в душу, никто наш покой не нарушит».Высохшие простыни положить обратно на кровать. Спать на них трое суток.

Заговор на мужа, чтобы налево не ходил Если муж перестал обращать внимания на свою жену, то она 30 сентября могла прочитать такой любовный заговор на иглу, специально купленную для магических целей:«Острая стрела, пронзи вещи супруга. Чтобы он налево не ходил, а только лишь меня любил. Чтобы со мной никогда не расставался, с любовью ко мне обращался».Затем этой иголкой сделать шов так, чтобы он был незаметен, на всех вещах мужа. После ее подложить под порог входной двери.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий