Игра “Земля, воздух, вода, огонь”

Основные соответствия

  • Древнееврейское название стихии: Аш (אש)
  • Древнееврейское название стороны света: Даром — דרום (юг) или Мицрах — מזרח (восток)
  • Божественное имя: Элохим — אלהים (Гебура), YHVH Цебаот — יהוה צבאות (Нецах)
  • Сефирот Древа Жизни: Хокма, Гебура, Нецах
  • Керуб: Арие — אריה (др.-евр. «лев»)
  • Архангел: Михаэль — מיכאל
  • Ангел: Ариэль
  • Стихийные духи: саламандры
  • Король саламандр: Джин или Сераф.
  • Магическое орудие: жезл и меч
  • Благовоние: ладан
  • Цвет: красный
  • Знаки зодиака: Овен, Лев, Стрелец.

Стихия Огня занимает важное место в истории человеческой культуры и религии. Из всех четырех стихий Огонь чаще всего используется для олицетворения высших божественных сил

Огонь, как и Бог, бесконечен. От Огня можно зажечь множество светильников, но его количество не убудет. Человеческая цивилизация началась с того, что люди научились использовать огонь. Благодаря «огненному» Солнцу, на нашей планете существует жизнь. Однако Огонь — и наиболее опасная из стихий, несущая смерть и разрушение. Это пожары, войны, орудие казни и кремация усопших. Примечательно, что мифы разных народов приписывают создание огня как небесным, так и хтоническим силам.

Как пишет французский философ и искусствовед Гастон Башляр (1884 — Париж),

Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом (изображение на сосуде)

Огонь — мужская стихия, обновляющая, возбуждающая и преображающая. Ему присущи тепло, сухость, яркость и подвижность. Огонь можно соотнести с двумя сторонами света — с жарким югом или с востоком, где встает Солнце.

Согласно магическим воззрениям, Огонь символизирует активную и деятельную часть человеческой психики. Это стихия страсти, творчества, очищения, соединения с божественным миром, но она же олицетворяет и Божий гнев — будь то испепеляющий огонь Иеговы или молнии Зевса.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535–475 гг. до н.э.) считал огонь первоначалом сущего, самым важным из стихийных элементов, который породил три остальные. По мнению Гераклита, наша душа состоит из огня (благородного элемента) и воды (неблагородного элемента). Цель человека — избавиться от того, что делает нашу душу «влажной» (мирских удовольствий), чтобы она стала чистой и божественной. Он учил, что огонь породил мир, а в конце времен космос будет уничтожен мировым пожаром, чтобы возродиться вновь.

Знич (Бог Огня). Картина Сергея Панасенко

С древних времен люди поклонялись огню в форме стихии или в образе Солнца, видя в нем одного из главных богов пантеона или образ единого всемогущего Бога. Например, в религии зороастрийцев огонь считался основой всех творений, а Бог почитался в виде солнечного света, на который молились, и воплощающего этот свет священного огня, который поддерживался неугасимым в центре храмов, называвшихся «дома огня». Согласно учению древних стоиков, огонь — основная стихия мироздания, теплое дыхание (пневма) вселенной и ее душа. Мир погибает в огне и возрождается в огне, и процесс этот бесконечен. Символом огненного обновления в античной традиции была мифическая птица феникс, которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться для новой жизни.

Библия многократно описывает явления Господа именно в виде стихии огня. Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» ; «в огне» Он сошел на гору Синай , где получил заповеди Моисей. Согласно Библии, огненную природу имеют все явления, относящиеся к Божественному миру. Престол Господа — «как пламя огня», колеса — «пылающий огонь» . Его ангельские служители — «пламенеющий огонь» . В каббалистическом трактате «Сефер Йецира» говорится, что «небо создано из огня». Стоит пояснить, что небо здесь понимается как место нахождения божественного Престола и самого Господа. «Бог наш есть огнь поядающий» , — говорится в новозаветном Послании апостола Павла к евреям.

Духи Воды — Ундины

Ундины

Согласно мифам разных народов, в воде обитают морские чудовища, различные божества, сирены, водяные, полулюди-полурыбы. Наиболее часто в магии со стихией воды связывают ундин или русалок, водяных духов, которые скрываются в глубинах вод и исполнены их сакральными силами. Одно из первых упоминаний духов воды содержится в теургическом трактате, очевидно, написанном в конце II века н.э.:

Само название «ундины» происходит от латинского слова unda, означающего «волна». Ундины или русалки — наиболее известный элементальный дух, с которым связано большое количество народных преданий. Ундины чаще прочих стихийных духов вступали в браки с людьми и рожали детей своим смертным мужьям, однако, такие союзы далеко не всегда имели благоприятный исход.

Элифас Леви называет королевой духов Воды Никсу (так звали духов воды или водяных в средне- и северо-европейском фольклоре), а в гримуаре «Liber Juratus» правителем духов Воды названа Тарсис.

Боги Огня

В древних мифологиях со стихией Огня можно сопоставить солнечных богов: древнеегипетского Ра, древнегреческих Гелиоса и Аполлона, индуистского Сурью. В Древней Индии богом огня, жертвоприношений и домашнего очага был бессмертный Агни, который считался посредником между миром богов и людей. Также с Огнем связаны боги войны — греческий Арес и римский , боги кузнечного дела — Гефест древних греков и Вулкан древних римлян. К богам огня относятся и боги сакрального центра дома — очага: греческая Гестия, римская Веста и индуистский Агни. С грозными функциями карающего огня связаны огненные боги подземного мира: Аид и античной мифологии.

Основные соответствия

  • Древнееврейское название стихии: Майим (מים)
  • Древнееврейское название стороны света: Маараб – запад (מערב)
  • Божественное имя: IHVH Элохим – יהוה אלהים (Бина), Эль – אל (Хесед), Элохим Цебаот – אלהים צבאות (Ход)
  • Сефирот Древа Жизни: Бина, Хесед, Ход
  • Керуб: Нешер – נשר (др. евр. «орел»)
  • Архангел: Габриэль – גבריאל
  • Ангел: Талиахад
  • Стихийные духи: ундины (русалки)
  • Король ундин: Никса или Тарсис.
  • Магическое орудие: чаша
  • Благовоние: оних
  • Цвет: синий
  • Знаки зодиака: Скорпион, Рак, Рыбы.

Вода — это вещество, абсолютно необходимое для нашей жизни. Согласно данным современной науки, 2,5 миллиарда лет назад вся Земля была полностью покрыта водой. Первая жизнь на Земле возникла именно в воде. Даже сегодня около 70,8 % поверхности нашей планеты занимает Мировой океан. В древности люди были убеждены, что основная часть воды находится под землю и питает все живое на Земле. Вода является основной составляющей человеческого тела. Без воды невозможно прожить более нескольких дней. В нашей психике она символизирует подсознание, эмоции и способность к творчеству. Это стихия жизни и смерти, Божественное лоно, где зародилась сотворенная жизнь, но любая сотворенная жизнь обречена на смерть, а потому вода является стихией преображения и возрождения.

Зарождение жизни на земле

Как писал Алистер Кроули,

Вода женская и воспринимающая стихия, это питающее начало и символ вечности. Ей присущ холод, влажность, тяжесть, плотность, подвижность.

В Библии не упоминается о сотворении Богом воды, поэтому создается впечатление, что водная стихия существует, как и Бог, изначально:

Таким образом вода — это и исходное состояние всего сущего и эквивалент первобытного хаоса, противостоящего Богу.

Согласно Библии, изначальные воды были разделены. И наш мир находится между «водами вверху» и «водами внизу», или «бездной». Таким образом, эти «околоплодные воды» являются аналогом мирового чрева, в котором рождается мир.

Древние греки верили, что Океан, породивший все живое, охватывает всю землю. Философ Фалес Милетский (640/624–548/545 до н. э.) считал воду первоосновой всего мироздания, а Бога — умом, который все создал из воды.

О том, что сотворение мира связано с водной стихией говорится и в мифологиях разных народов, где вода символизирует принцип всеобщего зачатия и порождения. Например, согласно шумеро-вавилонской мифологии, мир был создан из тел двух божеств: Великого Отца Абзу́ (аккад. — Апсу́) — мирового океана подземных пресных вод, окружающих землю, в котором хранились божественные «мэ» (то есть сути, архетипы всех вещей) и Великой Матери дракона Тиамат (от аккадского слова «тамту» — «море», «соленые воды»). Вода является своего рода первоматерией, в которой содержались все твердые тела, перед тем, как обрести форму.

Вода, понимаемая как Небытие, Хаос, Бездна , может отождествляться с Бездной разделяющей каббалистическое Древо Жизни на мир Божественный и мир сотворенный. Не случайно некоторые древнегреческие авторы этимологически связывали слово «Хаос» с глаголом «хео», означающим «лить». В каббале то, что Бездна имеет водную природу можно заключить из того, что границами являются две сефирот, соответствующие стихии воды: Бина и Хесед. Бездна — это то, что отделает непостижимого Бога-Отца от постигаемого Бога-Сына, обитающего в проявленном мире.

Потому силы Бездны, по отношению к проявленому Богу и сотворенному миру обычно толкуются как «злые» и «дьявольские». Именно с ними борются боги мифологий Древнего Востока, олицетворяющие свет и справедливость. В иудейские традиции воды отделяют Божественный Рай от сотворенного мира. В Египте солнечный бог Ра поражает чудовищного змея Апопа, таящегося в водах, вавилонский верховный бог Мардук убивает чудовищного дракона Тиамат, библейский Бог поражает морского дракона Левиафана. Еще одним негативным образом Воды является, упоминаемый в библейских псалмах, ангел Смерти и разрушения — Рахаб (Раав), который управляет первобытным морем.

Стихия огня в человеке

Огненная стихия в человеке проявляется в различных формах. В своей высшей ипостаси это «искра Божья», которая горит в душе каждого из нас. В каббале это часть души, называемая «» или «Хая» (происходит от ивритского слова «хаим», что означает «жизнь»); она соотносится со второй сефирой Древа Жизни (Хокмой) и представляет собой неощутимую, безграничную, неопределимую идею Великого Абсолюта, или Непостижимого Бога. Эта идея, заключенная в человеческой душе, и есть наша Истинная Воля, которая связывает нас с божественным миром и к познанию которой мы должны стремиться. Алистер Кроули писал об этом:

Огонь вызывает в нас жажду перемен, желание ускорить время, подвести всю жизнь к обновлению, к порогу трансценденции. Это чувство расширяет горизонты нашего восприятия, подталкивает нас к духовным поискам и помогает понять, как малое связано с большим: очаг — с вулканом, огонек свечи — с пламенем Божьего Духа.

Функции и символика огня

Голубоватые, желтые и почти белые языки пламени.

Важнейшая функция огненной стихии — ее способность совершать трансформацию. Любой материальный предмет, вступивший во взаимодействие с этой стихией быстро меняется (сгорает или по крайней мере — накаляется). При этом огню свойственны стремительность и быстрота. Пламя быстро растет и меняется. Из всех стихий Огонь наиболее близок к «живому» миру: он зарождается, существует и умирает.

Пророк Илия на огненной колеснице..

«Смерть Геракла», Франсиско де Сурбаран, 1634 г.

Огонь — самая яркая стихия. Обычно ему приписывается красный цвет, но пламя может быть также желтым, белым и синим. Его цвет зависит от температуры горения и от горючего материала.

Об Огне как стихии, преображающей человека и соединяющей его с Богом, говорится и в Библии (пророк Илия был вознесен на небо в огненной колеснице), и в античных мифах (Геракл взошел на погребальный костер живым, после чего был обожествлен). Античный маг и философ Эмпедокл бросился в огненный кратер вулкана Этна, чтобы, как полагали древние авторы, укрепить молву, будто он сделался богом. Огнем освящается и открывается для божественных энергий магический храм.

В алхимии огонь считается главным элементом. Обычно он отождествляется с серой, чей алхимический знак совпадает с графическим символом Огня. Также в качестве символа огня в алхимии часто использовался образ дракона. Именно с помощью огня очищаются («исцеляются») и преображаются различные вещества и элементы. Древняя алхимическая мудрость гласит: Igne Natura Renovatur Integra, то есть, Огнем природа обновляется вся.

Знаки зодиака стихии огня.

В астрологии Огню соответствуют зодиакальные знаки Овна, Льва и Стрельца, которые определяют такие качества, как активность, властность, творчество и честолюбие.

Негативное, клипотическое обличье стихии Огня — это пожары и, как говорится в различных ересиологических источниках, «темное горение, похожее на мрак» , это безудержные страсти, мешающие постижению нашей Истинной Воли. Так, в буддизме нирвана описывается как погашение тройственного Огня Желания, Отвращения и Иллюзии.

Маг и философ XVI века Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» указывал, что со стихией Огня связаны камни, которые произошли из огня или при помощи которых его получают, — например, кремень или асбест. Согласно этим же принципам, из металлов Огню близки железо и золото. В составе растений с Огнем соотносятся семена, обладающие силой прорастания и трансформации. Из животных к огненной стихии Агриппа относил тех, кто живет в огне (огненные цикады, или саламандры) или же имеет огненную природу (свирепый лев, голубь как птица любви). В целом, в живых существах стихии Огня соответствуют жизненный дух, зрение и все действия, в которых проявляется вспыльчивая натура и которые совершаются стремительно и поспешно .

Духи Огня — Саламандры

Духами Огня считаются саламандры, которые упоминаются в трудах многих древних авторов. Греческий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в трактате «История животных» писал:

Керуб Огня и огненная саламандра в изображении Парацельса.

Три века спустя римский писатель-эрудит Плиний Старший (23–79) сообщал в Книге X своей «Естественной истории», что саламандра очень ядовита и «так холодна, что, подобно льду, гасит огонь, если к нему прикоснется», впрочем, иронично добавляя, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров.

Блаженный Августин (V век н.э.) упоминает саламандру в своем трактате «О Граде Божьем», приводя ее в пример того, что огонь не всегда уничтожает то, с чем соприкоснется, а, следовательно, не пожирает души в аду без остатка, но подвергает их вечным мучениям.

Саламандра в огне (современное изображение).

Многие известные авторы эпохи Возрождения писали о саламандрах как о вполне реальных существах. Например, Леонардо да Винчи в своих записных книжках отмечал:

Другой итальянский художник эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500—1571) рассказал в своей автобиографии, что когда ему было пять лет, саламандру в огне очага увидел его отец:

Живая огненная саламандра.

Согласно французскому магу Элифасу Леви, король духов огня носит имя «Джин», которое происходит от арабского слова «джинн» — названия целого класса огненных духов. Гримуар XIII века «Liber Juratus» приписывает правителю огненных духов имя «Сераф»; в переводе с иврита оно может означать «пылающий, сжигающий».

Боги Воды


Нептун, приветствующий Британию Уильям Дейк, 1847.

Боги Воды, как правило, символизируют ее материнскую роль или ее грозную разрушительную силу. Греческий бог — Титан Океан является первоначалом всего сущего. Согласно Гомеру, он окружал всю землю и был источником всех рек, морей, ручьев и колодцев. Обычно его изображали в виде мускулистого длиннобородого мужчины, нижняя часть тела которого имела змеиное обличье. Согласно древним авторам, Океан имеет миролюбивый и добрый характер. Он не участвует в войнах богов и титанов, а как рассказывает Эсхил, безуспешно пытался примирить Прометея с Зевсом. Другие боги почитают Океана как престарелого родителя. Из других античных богов к Воде относятся греческий бог Посейдон и его римский аналог . Это боги влажного начала, а также повелители морей, океанов, штормов, наводнений и засухи. В древнем Египте богиней влаги, росы и дождя является Тефнут, само имя которой можно перевести как «увлажнять».

В христианстве со стихией воды связан образ Богородицы, породившей Иисуса. В средневековом византийском кондаке, обращенном к Богородице говорится: «радуйся, вода, тварь омывающая».

С Водой, как с символом хаоса, противостоящего благому Богу или богам, связаны вавилонская богиня праматерь Тиамат, египетский великий змей Апоп, враждующий с Солнцем, библейский Левиафан и т.д.

Огонь в Каббале

В своей высшей божественной форме Огонь тождественен Духу Божьему, который есть истинная и основополагающая сущность всех вещей. Именно в таком смысле Огонь-Дух упоминается в Библии, но он может восприниматься и как одна из четырех тварных стихий. Иногда эти ипостаси неотделимы друг от друга. Так, например, в формуле Тетраграмматона (Йод-Хе-Вав-Хе) первая буква Йод — это и наивысшее проявление Бога (Кетер), и божественное семя Творца (Хокма), и одна из составных частей сотворенного мира (Нецах). По словам Израэля Регарди, «сли букву Йод, зачастую именуемую Отцом, ассоциируют с сефирой Кетер, то при этом подразумевается огонь творения» .

Огненные сефирот на Древе Жизни.

Но если Йод в составе Тетраграмматона воспринимается как Бог-Отец или стихийный огонь, то Огонь-Дух олицетворяет пятая буква, Шин . Согласно христианским каббалистам, формула Пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вав-Хе) читается как «Йешуа» (Yahshuah) и обозначает Бога-Сына, или одухотворенную Богом материю.

На каббалистическом Древе Жизни из трех высших сефирот, олицетворяющих божественный мир, с Огнем связана сефира Хокма (Бог-Отец, Творец, первое отпадение от абсолютного Единства). В нижней части Древа с Огнем соотносится Гебура, сефира Марса (которая символически описывается как устье огненной реки Фисон — одного из четырех рукавов потока Наар , вытекавшего из божественного Эдема). Именно из Гебуры, согласно многим каббалистам, растет демоническое Древо смерти — Древо клипот. Другое проявление Огня в нижней части Древа Жизни — Нецах, сефира Венеры, символизирующая огонь любви. Согласно учению Герметического ордена Золотой Зари, огонь исходит из Хокмы и через Гебуру отражается в Нецах. И, наконец, в структуре Древа Жизни в целом Огонь отождествляется со всем левым столпом — Столпом Суровости.

Изображение керуба Огня в традиции Золотой Зори.

Наивысшее божественное имя Огня — Элохим (אלהים), что означает «Бог». Это часть божественного имени Гебуры, сефиры суровости, — «Элохим Гибор (אלהים גבור)», что означает «Бог в Силе Своей». Как поясняет Алистер Кроули,

Божественное имя Огня как стихии соответствует божественному имени сефиры Нецах — Яхве Цебаот – יהוה צבאות («Господь Воинств») . Имя «Яхве» указывает на творческий аспект Бога, а «Цебаот» — на Его огненную природу.

Воплощение силы стихий — керубим – כרובים (херувимы), ангельский чин последней сефиры Древа Жизни, Малкут, которая олицетворяет сочетание всех четырех стихий. Керубим соотносятся с силами главного божественного имени — Тетраграмматона (יהוה), силой которого был сотворен наш мир.

Керуб огня, соответствующий первой букве Тетраграмматона (Йод), имеет лик и образ льва с большими крыльями, производящими шум и грохот. Имя керуба огня — Арие – אריה (лев); он действует через пламенеющий огонь зодиакального знака Льва. Его визуализируют как могущественное крылатое создание, подобное сфинксу, с телом человека и головой льва. Его основные цвета — красный (цвет сефиры Гебура) и зеленый (цвет сефиры Нецах).

Функции и символика Духа

В античной философии Дух (Эфир) — это также Нус (в переводе с древнегреческого «мысль», «разум», «ум»), движущий принцип мирового порядка, организующий элементы. Иудейские каббалисты использовали для обозначения Эфира и другое название воздуха — авир, которым обозначалась вечная Божественная субстанция, пронизывающая всю Вселенную.

Символом Эфира является круг, который можно сопоставить с колесами Колесницы в Видении Иезекииля, поддерживающими Божественный престол. Круг является олицетворением вечного движения и пятого магического принципа Идти, который оживляет и одухотворяет четыре магические добродетели, соотносимые с первоэлементами. В христианскую эпоху в круг было добавлено восемь спиц. Число восемь в иудейско-христианской традиции символизирует Божественный мир: в иудаизме на восьмой день мальчику делается обрезание, что устанавливает завет с Богом, в средние века верили, что мир создан за семь дней и потому просуществует семь тысяч лет, после которых наступит царствие Божие.

В алхимии эфир связан с первоматерией (materia prima), семенем всех тел, основой четырех элементов, субстанцией всех душ. (В алхимии эфирный огонь, эфирная вода и т. д. рассматриваются как особо чистые субстанции элементов). Но также он рассматривался и как чудодейственный Божественный дух, Меркурий, «философский камень» (lapis aethereus — «эфирный камень»), позволяющий совершить чудо трансмутации. Было принято считать, что квинтэссенция (дух) способна излечивать любые болезни или нарушения состояния здоровья и омолаживать тело. Она играет важную роль в трансмутации металлов в золото и серебро.

В трактате «О тайнах природы или пятом элементе», авторство которого приписывается Раймунду Луллию, описываются чудесные целительные свойства, присущие квинтэссенции. Она сохраняет тело от гниения, укрепляет основы (элементы) телесной конституции, восстанавливает былую молодость, возвышает дух, избавляет от грубости манер, укрепляет то, что слабо, размягчает твердое; худые от нее полнеют, а тучные становятся стройнее; ослабляет жар при лихорадке и согревает в холод; высушивает влажное и увлажняет сухое; иными словами, одно и то же вещество производит противоположное действие, единое действие одного вещества зависит от природы реципиента, точно так же как способно вызывать противоположные эффекты солнечное тепло: оно высушивает грязь и расплавляет воск.



Из символов Эфир можно соотнести с точкой в равностороннем кресте четырех стихий (Эфир символизирует здесь основу всех стихий), розой на кресте, с центром свастики или с верхним углом пентаграммы (здесь Эфир символизирует управление стихиями).

Из планет с Эфиром обычно соотносилась Луна. По словам Порфирия, «египтяне называют Луну эфирной землей», очевидно потому, что именно Луне приписывалось наиболее влияние на энергии и эмоции человеческого тела. В каббале Луне соответствует сефира Йесод, называющаяся также «сокровищницей образом», она соответствует оплодотворяющему фаллосу и Божественному семени, оживляющему тварный мир сефиры Малкут.
Также с Эфиром может соотноситься и Солнце как квинтэссенция проявленной Божественности.

Одним из образов Эфира как Божественной искры можно считать алхимического Уробороса, чье имя происходит от слов οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда». На каббалистическом Древе Жизни Уроборос ассоциировался с Зодиакальным кругом и соответствовал сефире Хокма, первой отпавшей от Божественного единства. Трактовок у символа уробороса очень много: чаще всего он означает цикличность, вечность, вечное возвращение, возникновение и уничтожение, трансформацию, связь высшего и низшего в соответствии со «Скрижалью» Гермеса Трисмегиста. Предположительно, этот символ восходит к Урею — первозданному змею древнеегипетской мифологии, означающему вечность, вечное возвращение. Иногда уробороса представляли две змеи, вцепившиеся друг другу в хвост.

Боги Эфира

Протей из книги Der Höllische Proteus («Адский Протей») Эразма Финкса (1627–1694), 1695 г.

К божественным образам Эфира можно отнести индуистского Парабрахмана, являющегося верховным божеством, безличным и безымянным духом, превосходящим все сущее. Из греческих божеств с Эфиром можно сопоставить Зевса в его высшей ипостаси в качестве активного начала и гиганта Протея, обладавшего способностью принимать облик различных существ. «Эфир» также является именем греческого изначального божества, олицетворявшего собой «верхний воздух», который считался сыном богини ночи Никс и ее брата — первобога тьмы Эребуса. В отличие от иных богов, Эфир не имел храмов и богослужений.

Огонь в колоде «Таро Тота»

Аркан XX («Эон»).

В «Таро Тота» стихии Огня соответствует карта XX аркана, «Эон»; это вариация на тему телемитской Стелы Откровения, по-средством которой было получено учение Нового эона. Алистер Кроули соотносил эту карту с очищающим и освящающим огнем и связывал ее с наступлением новой эпохи в истории человечества. (Стоит напомнить, что в прежних системах Таро на этой карте изображался Страшный Суд.)

Рыцарь Жезлов.

Буква Шин, соответствующая аркану «Эон», — это не просто стихийный Огонь, но первотолчок, начало индивидуализации, та энергия трансформации, которая преобразует человека и побуждает его идти по духовному пути.

Из мастей Таро к Огню относятся Жезлы. 10 числовых карт Жезлов прослеживают всю эволюцию стихии Огня от ее семени, или идеи (Туз Жезлов — «Корень сил Огня»), до ее падения в материю (Десятка Жезлов — «Угнетение»). Как пишет Кроули, «эта карта обозначает Силу, оторванную от своих духовных истоков» .

Из рангов Таро к Огню относятся Рыцари. Таким образом, самая огненная из придворных карт — Рыцарь Жезлов, олицетворяющий огненную часть Огня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий