Музей Виктории и Альберта в Лондоне: обзор экспозиции

Общественным транспортом

Пять минут от станции метро South Kensington. Станция South Kensington находится на линиях Piccadilly, Circle и District, в пяти минутах от станции Victoria, в  10 минутах от Уэст-Энда (West End).

Автобус: маршруты C1, 14, 74 и 414 останавливаются у входа со стороны Кромвель-Роуд (Cromwell Road). Экскурсионный автобус Open Tour делает остановку у музея, что входит в программу осмотра достопримечательностей Лондона на двухэтажных автобусах этой компании.

Для планирования поездки в музей на общественном транспорте очень полезен «Планировщик поездок» (Journey Planner) на сайте лондонского транспорта (Transport for London).

Здание и планировка

Главный вход найти просто: он расположен в центральной части дворца и украшен скульптурой принца Альберта. Сориентироваться в музее туристам помогают сенсорные панели в каждом зале. Чтобы не запутаться в непростой системе лестниц и лифтов, посетителям рекомендуется воспользоваться бумажным буклетом со схемой залов, получить который можно за пожертвование в размере 1 фунта. Если вы ограничены во времени, захватите также буклет «20 Greatest Treasures Guide» о главных достопримечательностях музея.

Экспозиция организована следующим образом.

1-й этаж:

  • европейское средневековье;
  • эпоха Возрождения;
  • страны Востока;
  • европейская одежда;
  • театральные костюмы;
  • скульптура (преимущественно копии статуй эпохи Возрождения), выход во внутренний дворик;
  • картины Рафаэля.

1й-этаж музея.

2-й этаж:

  • британское искусство (до 1760 г.);
  • европейский интерьер.

3-й этаж:

  • металлические изделия;
  • мебель и предметы быта;
  • ювелирные изделия;
  • столовое серебро;
  • церковная утварь и витражи.

4-й этаж:

  • архитектура (макеты зданий);
  • изделия из стекла.

4-й этаж музея.

5-й этаж: только лекционные залы, экспозиции нет.

6-й этаж:

  • мебель;
  • керамика;
  • британское искусство (после 1760 г.).

Интересные и полезные факты о музеи Виктории и Альберта

  • С 2001 года, в числе большинства других государственных
    музеев, вход на основную выставку стал бесплатен для всех. Но плата может
    взиматься за просмотр отдельных временных экспозиций.
  • Музей работает практически без выходных, даже когда
    другие музеи закрыты. Официальных выходных всего 3 дня: 24, 25, 26 декабря.
  • Музей Альберта и Виктории открывается в 10 утра и
    закрывается в 17:45, а по пятницам работает до 22:00.
  • Отдельные галереи и в обычные дни открыты после 6-ти
    вечера, детальную информацию нужно узнавать на сайте музея.
  • Попасть в него можно прямо из подземного перехода от
    станции метро, который открыт с 10 до 17:40 в обычные дни и с 10 до 20 по
    пятницам, но может быть закрыт в любое другое время по рекомендации руководства
    лондонского метро.
  • У музея существует специальная интерактивная карта для
    мобильных устройств, которая поможет вам не потеряться и найти нужную выставку.
  • На территории музея работает полноценное кафе и летнее
    кафе в саду, а также в столовой музея можно съесть упакованный ланч, который
    можно приносить с собой.
  • Некоторые галереи и выставки могут быть закрыты для
    проведения ремонтных, реставрационных или научных работ. Детальная информация
    есть на сайте музея.

История музея Виктории и Альберта

В 1851 году в Лондоне прошла первая так называемая
всемирная выставка, на которую были свезены промышленные товары и различные
изделия практически со всего мира. Это мероприятие имело огромный успех у
лондонской публики и принесло большую прибыль, которая и была потрачена через
год, в 1852-м, на создание музея и школы дизайна при нем.

Первоначально экспозиция называлась «Музей мануфактур» и
несколько раз переезжала, а нынешнее здание было заложено в 1899 году при
участии королевы Виктории, тогда же музей и обрез свое современное название:
«Музей Альберта и Виктории». И если упоминание имени королевы в названии музея
могло быть просто данью уважения, то в честь принца-консорта Альберта музей был
назван не зря. Именно он оказывал активную поддержку музею
декоративно-прикладного искусства выделяя пожертвования и участвуя в его
развитии.

Мебель

На самом нижнем этаже стоит побывать хотя бы ради коллекции Джонса, представленной в виде меблированных комнат: и картины, и фарфор, и мебель здесь почти исключительно XVIII века. В коллекции Джонса прекрасные образцы дрезденского фарфора и инкрустированный секретер Людовика XIV (зал № 5).

Будуар мадам де Серилл

Почувствуйте всю прелесть бело-розового будуара мадам де Серилл. маленький кабинет был разработан в 1778 году для отеля в богатых, Крошечная комната была прикреплена к одному крылу дома, и кажется, что он может быть введен только из сада, что делает его идеальным частное пространство. Кабинет был приятно номер по преимуществу и в течение долгого времени считалось, что он был создан по инициативе г – жи де Serilly во время одного из отлучек мужа удивить его по возвращению.

Декоративная схема была разработана и нарисовал Жюль-Хагс Руссо, также известный как братья Руссо. Они известны своей работы на квартиры Марии-Антуанетты в Версале (1772) и Королевы щедрыми будуар Turc в Шато де Фонтенбло (1777), к юго-западу от Парижа.

Украшение обшивки вырезано из массива дуба. Два цвета золота используется для добавления сложности конструкции: молдинги панелей позолочены с красноватым золотом, а подсвеченные фигурами, листы и цветы более желтым золотом. Братья превосходили в новом стиле арабески орнамента, связывая нарисованные медальоны, имитирующие резьбы и небольшие картуши, имитирующие барельефы. Здесь украшение изысканно утонченное, резьба и декоративная живопись настолько деликатны, что они могли бы быть разработаны для куска тонкой мебели, сколько для комнаты. Семьи Serilly пострадали суровые испытания во время политических потрясений французской революции: маркиз была гильотина в 1794 году, и Маркиза только чудом избежала участи своего мужа, утверждая, что она была беременна.

Работы Уильяма Морриса

Музей может похвастаться огромным количеством работ Уильяма Морриса — английского художника, писателя, основателя движения «артс энд крафтс».

 Уильям Моррис. Витраж, женщина, играющая на арфе 1872-1874

Уильям Моррис. Ткань для мебели.

Уильям Моррис. Анемоны. Обои.

Уильям Моррис. Роспись на фаянсе.

Моррис, Уильям, Уэбб, Филипп Спикман (дизайнер) Маршалл, Фолкнер и Ко (производитель). Георгивский кабинет.

Бёрн-Джонс, Эдвард Коли (дизайнер) Morris & Co. (производитель).

На любой вкус

Любой, даже самый обычный турист найдет здесь для себя множество интересного. Достаточно сказать, что здание, само по себе, представляет собой ценность, как объект архитектуры. Над дизайном внутренних помещений и фасадом работали выдающиеся творцы нескольких поколений британцев.

Викторианский стиль положен здесь за основу. В глазах пестрит от росписей, фресок и мозаик а ля Ренессанс и Средневековье. Есть помещения, несущие в своем оформлении дух современности. Есть и те, что погружают посетителей в восточные архитектурные традиции.

Внутренний двор музея

Схематично все экспонаты размещены по отделениям

  • Азии,
  • мебели, текстиля и моды,
  • скульптуры, металла, керамики и стекла,
  • слова и изображения.

Эти отделы делятся по 16 выставочным зонам. Последние включают в себя тематические подборки по Азии, фотографии, моде и ювелирным изделиям, книгам и печатным изданиям, скульптуре, мебели, керамике, текстильным изделиям. А, кроме того, по стеклу, детству, театру, металлообработке и кузнечным изделиям, современному искусству и живописи.

Экспозиция мебели

Есть экспозиции, которые посвящены какому-то одному направлению, к примеру, изделиям из серебра или текстилю. Отдельно представлены британские галереи.

И уже после этого можно знакомиться с классическим искусством Азии и Европы, вечерними костюмами королей, их мебелью. Вполне возможно, что больше по душе керамика Востока или гобелены Запада. В любом случае, следует начинать обход с коллекции, представляющей ваш собственный приоритет.

Истинные ценители рекомендуют начинать с «Британии 1500-1900», эта экспозиция по праву считается одной из лучших. Она снабжена не только хорошими текстовыми пояснениями, но служители музея дают возможность попробовать экспонаты на ощупь. Для большего удобства здесь имеются сенсорные экраны, на которых отлично представлены виды убранства старинных залов и комнат горожан.

Если идти по плану музея, то на первых его позициях размещены наиболее интересные экспонаты. Например, упоминаемая Шекспиром в одном из своих произведений большая кровать. Он, так же, как и его земляк – Байрон, утверждали, что на этой кровати порой любят спать призраки.

Но экскурсовод не обойдет стороной эту легенду, разъяснив, что это была не более, чем уловка, которой Тюдоры успешно пользовались, чтобы привлечь постояльцев под своды гостиницы Уайт-Харт-Инн, расположенной на территории Хертфордшира.

Большая кровать упоминаемая Шекспиром

Бронирование и билеты

Вход в Музей V&A бесплатный. В дополнение к постоянной экспозиции здесь  действует захватывающая программа временных выставок

Предварительное бронирование по телефону и онлайн

Билеты на выставки можно забронировать по телефону +44 (0) 870 906 3883 или же онлайн на сайте выбранной выставки. Рекомендуется бронировать посещение выставки заранее, чтобы обеспечить себе определенное время входа. При предварительном бронировании билетов взимается комиссия за бронирование. Предварительное бронирование билетов по телефону и онлайн может выполняться в пределах 48 часов до момента посещения.

Покупка билетов лично в кассе V&A – предварительно или в день посещения

Билеты продаются при условии их наличия; комиссионный сбор за бронирование не взимается.

Для детей младше 12 лет, инвалидов и владельцев карточек ICOM/Ассоциации музеев билеты бесплатные.

Посещение самостоятельными группами

Вы можете самостоятельно посетить со своей группой музей V&A, однако, для того, чтобы сделать ваш визит наиболее продуктивным, рекомендуем воспользоваться предварительным бронированием, позвонив в отдел бронирования (Bookings Office) по телефону +44 (0)20 7942 2211 с 9.00 до 17.30 в любой день недели.

Музейная коллекция

Экспозиция включает произведения искусства Европы, Северной Америки, Азии и Северной Африки за 5 тысячелетий. Это ювелирные украшения, керамика, текстиль и стекло, а также картины, скульптуры, гравюры и витражи. Кроме того, здесь находится крупнейшая в Великобритании коллекция ранней британской фотографии.

Особый интерес для туристов представляют британские залы. Стоит посмотреть бюст Генриха VIII работы Торриджано, дворцовую мебель елизаветинской эпохи, а также гобелены, вышитые самой королевой Марией Стюарт.

Коллекция.

Самые необычные экспонаты восточных залов — тигр индийского махараджи Типу, механическая деревянная игрушка, в натуральную величину изображающая нападение тигра на британского солдата, и старейший в мире персидский ковер, датируемый 1540 г.

Самые запоминающиеся произведения искусства европейской экспозиции — кружевной деревянный галстук голландского резчика по дереву Гринлинга Гиббонса и драгоценная норвежская венчальная корона.

История создания

Основание музея Виктории и Альберта, а точнее – Музея изделий (так назывался музей в первые годы своего существования), произошло в 1852 году. Инициатором создания музея, а заодно и основателем коллекции, был сэр Генри Коул, изобретатель, предприниматель и общественный деятель. Годом ранее он приобрел на Всемирной промышленной выставке, проходившей впервые в Лондоне, различные экспонаты: оттиски, гравюры, гипсовые слепки, формы для литья, образцы тканей, обоев и прочие предметы. Эта коллекция по задумке Коула должна была показать общественным массам взаимодействие искусства и ремесленничества. Такую концепцию музея поддержал принц Альберт, муж королевы Виктории, с которым Коул был тесно знаком, и в мае 1852 года в здании Мальборо-Хаус были открыты первые экспозиции новообразованного музея. Через несколько месяцев для музея был выделен ряд помещений в громадном здании Сомерсет-Хаус, но Коула не оставляла надежда на то, что у его детища будет собственное строение.

В 1855 году Коул даже намеревался нанять талантливого немецкого архитектора Готфрида Земпера, создателя Дрезденского оперного театра, для строительства музея. Но разработанный проект не был одобрен британским кабинетом министров по причине дороговизны, и вскоре Музею изделий предложили перебраться в Бромптон Парк Хаус. В связи с этим переездом учреждение стали именовать Музеем Южного Кенсингтона по названию района, где оно теперь располагалось. В июне 1857 года в присутствии королевы Виктории состоялась церемония открытия музея, для которого построили временные железные павильоны. В 1858 году в павильонах музея было внедрено газовое освещение, благодаря чему время посещения не ограничивалось с наступлением сумерек. В 1860-80-х годах происходило отделение из художественно-прикладных коллекций научно-технических экспонатов, для которых были построены отдельные галереи к западу от основного здания. В 1893 году на основе этих выделенных фондов был создан самостоятельный Музей науки.

На протяжении нескольких десятилетий Музей Южного Кенсингтона расширялся путем возведения различных зданий и галерей, которые предназначались не только для выставок, но и являлись резиденциями глав администрации музея, лекционными залами, художественными и научными школами. В музее впервые в практике мировых музейных учреждений были открыты так называемые комнаты отдыха, в которых посетители могли приобрести горячие блюда, сладости и напитки. В конце 1880-х годов из-за смерти нескольких архитекторов, занимавшихся расширением комплекса музея, наметился некоторый перерыв в работе. В результате этого был объявлен конкурс отбора нового архитектора, победителем которого стал Астон Уэбб, создавший главный корпус музея. С 1899 года Музей Южного Кенсингтона носит имя Музей Виктории и Альберта в честь монаршей четы.

С началом Второй мировой войны основные коллекции музея начали эвакуировать в различные части страны, где в карьерах и тоннелях были оборудованы тайники. Самые крупные экспонаты зачастую приходилось оставлять в музее, защитив их мешками с песком. Несколько бомб упало рядом с музеем и на его каменной кладке по сей день видны отметины от разорвавшихся осколков, как напоминание потомкам об ужасах войны. С 1941 по 1944 годы часть галерей музея использовалась как школьные классы для детей, эвакуированных из Гибралтара. Первая временная послевоенная выставка открылась в музее в сентябре 1946 года, а после возвращения всех коллекций из эвакуации, в 1948 году музей Виктории и Альберта возобновил свою работу в прежнем объеме

В 2001 году в музее был запущен проект долгосрочной реконструкции, в ходе которой внимание уделяется не только ремонту и восстановлению старинных зданий, но и обновлению экспозиций и изменению подачи информации в выставках. В 2003 году музей Виктории и Альберта получил награду «Европейский музей года».

Различные услуги

Покупки

В наших магазинах предоставлен огромный выбор книг, канцтоваров, сувениров и украшений. В онлайн-магазине также можно купить множество подарков и книг.

Где можно поесть

Кафе музея открыто ежедневно с 10.00 до 17.15, а по пятницам – с 10.00 до 21.30.

Здесь вам предложат горячие блюда, салаты, сэндвичи, кондитерские изделия, а также горячие и холодные напитки, вино и пиво. Все блюда готовятся прямо на месте из свежих продуктов, закупаемых ежедневно. Кафе располагается именно в тех залах музея V&A, которые были изначально предназначены для этих целей. Эти три зала, Morris, Gamble и Poynter, представляли собой первый в мире ресторан в музее и были задуманы как образец современного дизайна, мастерства и обработки.

Садовое кафе (Garden Café) открыто в летнее время с 10.00 до 17.15. Здесь можно взять напитки и легкие закуски. В саду можно перекусить и готовыми бутербродами.

Оба кафе V&A очень удобны для посещений с детьми; здесь большой выбор блюд на любой вкус. В главном кафе предусмотрены высокие стулья. Основные блюда детям младше 10 лет отпускаются за полцены.

Доступ для инвалидов

В музее предусмотрен целый ряд услуг для посетителей-инвалидов, в том числе полный доступ во все галереи. Более подробную информацию можно получить по телефону +44 (0)20 7942 2766, текстофону +44 (0)20 7942 2002 или сделав запрос по адресу электронной почты disability@vam.ac.uk

Обустройство музея Виктории и Альберта

Вы будете по-настоящему шокированы! В стенах музея собраны предметы искусства, охватывающие 5 тысячелетий от древних времен до наших дней. Коллекции размещаются на шести этажах музея.

  • -1 уровень — Ренессанс, Европа (1600-1815).

  • 0 уровень — Ренессанс (1350-1600), Южная Азия, Рафаэль, Юго-восточная Азия, скульптура (1300-1600).

  • 1 этаж — Ренессанс (300-1600), искусство Великобритании (1500-1760).

  • 2 этаж — национальная библиотека, скульптура, ювелирные изделия, фотография, изделия из стекла и металла, золотая и серебряная мозаика.

  • 3 этаж — архитектура, искусство Великобритании (1760-1900), изделия из стекла.

  • 4 этаж — керамика, фурнитура.

На что стоит посмотреть?

Культурно-историческую ценность имеет и само здание, в котором расположен музей. Архитектура и дизайн интерьеров созданы в викторианском стиле – роскошном и немного чопорном. Залы украшены росписью и фресками в восточном, средневековом или современном стиле.

Но, конечно, основную ценность, представляют экспонаты, размещенные на ста сорока пяти галереях. Описать все самое интересное практически невозможно, так как неинтересных экспонатов тут практически нет. Но, тем не менее, коллекции разделены на четыре больших отделения:

искусство и культура Востока;

рукописи, книги и изображение;

мебель, текстильные предметы и одежда;

декоративные изделия из металла, стекла и керамики.

Отделения, в свою очередь, разделяются на выставочные зоны, в каждой из которых можно увидеть массу интересного.

Так, в восточном отделении можно увидеть уникальные, изготовленные вручную ковры, образцы каллиграфии и прочие удивительные артефакты. В книжном отделении большой интерес у посетителей вызывают рукописные дневники Да Винчи, первопечатные книги и пр. В департаменте моды можно проследить за историей развития костюма, начиная с шестнадцатого века и заканчивая последним коллекциями модных домов.

Одной из самых крупных коллекций является собрание фарфора и керамики, в ней представлено более 75 тысяч экспонатов, изготовленных на заводах Мейсена, Севра, Челси и пр.

Довольно крупной является и ювелирная коллекция в музее Виктории и Альберта. Здесь представлено около шести тысяч уникальных изделий из золота и драгоценных камней. Некоторые из них являются еще и историческими ценностями, так как были изготовленными мастерами Древнего Египта и Греции. Но есть в коллекции изделия и боде современные, изготовленные мастерами из ювелирных домов Картье и пр.

В отделении игрушек хранится более 8 000 разнообразных кукол. Рассматривая этих игрушечных красавиц можно проследить историю развития моды, морали, нравов и функций, которыми наделяются детские игрушки.

Самая старая кукла имеет почтенный возраст, она изготовлена примерно в 1300 году до нашей эры. Но маленьких посетительниц, как правило, больше интересуют более современные экземпляры игрушки. Тут можно увидеть кукол, изготовленных из дерева, воска, фарфора и пластмассы.

В музее можно увидеть уникальные кукольные домики, изготовленные еще в семнадцатом веке. Эти домики бережно хранились в семьях, их передавали из поколение в поколение и, не просто, передавали, а обновляли интерьер, меняли обои и пр.

Отделение игрушек может похвастаться и обширной коллекцией плюшевых мишек, есть тут и целые «армии» оловянных солдатиков, разнообразные игрушечные машинки и прочие интересные вещи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий