Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: крупнейший частный музей России

Некоторые из самых важных пасхальных яиц на выставке

  • Воскресенское Яйцо (1890). Сделанная из горного хрусталя, она изображает Иисуса, выходящего из гробницы. Предполагается, что это был потерянный сюрприз яйца эпохи Возрождения.
  • Яйцо Воскресения Христова

Яйцо «Ренессанс»

Яйцо — Бутон Розы (1895). Неоклассический стиль, он открывается, как конфета. Украшен символами любви и узами брака.

Императорское Коронационное Яйцо (1897). Изготовлен из золота с желтой полупрозрачной эмалью. В нем хранится тайна коронационной кареты Николая II и его супруги.

Яйцо «Ландыши» (1898). В стиле модерн с любимыми цветами Александры Федоровны. Он увенчан миниатюрными портретами императора и двух его старших дочерей.

Кельх Куриных Яиц (1900). По заказу миллиардера Александра Кельча для его жены Барбары. Рубиново-золотая эмаль с полосой сверкающих бриллиантов. Главный сюрприз-красивая курица.

Яйцо герцогини Мальборо (1902). Он один из самых больших. Вдохновлен часами Людовика XVI с вращающимся циферблатом. Он был заказан американцем.

Кстати, следует отметить, что в Баден-Бадене (Германия) находится еще один музей Фаберже. Он был официально открыт в 2009 году российским коллекционером произведений искусства Александром Ивановым, но в нем есть только одно Императорское пасхальное яйцо — Карельское Березовое яйцо, а остальная коллекция не так велика и не так известна, как та, что находится в Санкт-Петербурге.

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»

В 1911 году исполнилось 15 лет со дня царствования императора Николая II. К этой дате он преподнес своей супруге пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Это единственное яйцо с изображением портретов, а также повествовательных исторических картинок с изображением событий, важных для Николая II и его супруги.

Среди них: коронование в Успенском соборе Кремля, открытие музея Императора Александра III (Русского музея) в Санкт-Петербурге, торжественный прием членов Первой государственной Думы в Зимнем дворце, открытие памятника Петру I в Риге и другие значимые события.

Цена билета в музей Фаберже

  • Вход стоит 450 рублей. Бесплатный вход с помощью St. Petersburg CityPass.
  • Предоставляются аудиогиды (250 рублей), а также экскурсии с гидом на английском или русском языках.
  • После посещения вы можете перекусить на Невском проспекте, где есть множество ресторанов изысканной кухни или фастфуда. Здесь найдется что-то на любой вкус и кошелек.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 2 262 times, 3 visits today)

Что посмотреть в Музее Фаберже

Касса находится слева, когда вы входите. Вы должны оставить свои рюкзаки и пальто у входа. Меры безопасности более чем оправданы, учитывая высокую ценность экспонатов.

Поднявшись по парадной лестнице, вы попадете на верхний этаж, где находится музейная коллекция.

Из 4000 экспонатов, хранящихся в музее, около 1500 принадлежат дому Фаберже, что делает Музей Фаберже домом для самой прекрасной коллекции работ Фаберже в мире. Наиболее заметными среди этих 1500 штук являются 9 имперских и 6 не имперских яиц.

Всю коллекцию можно увидеть в 10 выставочных залах, расположенных на верхнем этаже. Некоторые номера имеют названия цветов и поражают своими оттенками: красный, синий, золотой или белый и синий.

Красная комната посвящена русскому серебру, золотая-главным образом царским дарам, в то время как другие помещения посвящены фарфору, эмали, посуде и даже живописи, каменным скульптурам, портсигарам или русским иконам.

Но «жемчужина в короне» — это, без сомнения, Голубая комната, та самая, где выставлены императорские пасхальные яйца, особенно подарки царей их женам и императрицам или их матери Марии и Александре Федоровнам, каждая со своей историей, именем и особенностями.

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 – начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения – в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 – начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста – Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Верхняя буфетная

После революции предприятие Фаберже закрылось, основатель – Карл Фаберже был вынужден бежать из России и скончался в Лозанне в 1920 году в возрасте 74 лет. Архив фирмы был безвозвратно утрачен, многие секреты ювелиров пропали.

******************************************************************************************************************  

После посещения музея Фаберже начинаешь испытывать гордость за свою страну. Много не самых приятных страниц было в истории России за последнее столетие и вот наконец началось возрождение. Национальное достояние потихоньку возвращается на Родину.

******************************************************************************************************************

Самые известные экспонаты музея Фаберже

Это четыре императорских пасхальных яйца, входившие в число тех пятидесяти, которые были созданы в разные годы для царской семьи:

  • яйцо «Курочка» — первое из всей коллекции императорских яиц, приобретенное царем Александром III для супруги;
  • яйцо «Ренессанс», изготовленное в виде шкатулки из агата в оправе из золота;
  • яйцо «Бутон розы», заказанное императором Николаем II в качестве пасхального дара супруге;
  • яйцо «Коронационное» — последнее из изготовленных мастерами ювелирной фирмы Фаберже пятидесяти императорских пасхальных яиц.

Эти яйца ценны не только как предметы ювелирного искусства. Они стали уникальными историческими артефактами, свидетельствами значительных событий в истории нашей страны.

Кроме них, в собранную музеем коллекцию Фаберже вошли многочисленные предметы культа, интерьера, изделия из серебра и галантерея. Они дают представления обо всех направлениях, по которым создавали свои шедевры мастера фирмы.

Фонд «Связь времен» и музей Фаберже

Торжественное открытие первого в России негосударственного музея состоялось в ноябре 2013 года. Создатель музея – культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским миллиардером Виктором Вексельбергом. Цель фонда – возвращение на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.

Ювелир Его Императорского величества Карл Фаберже

Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело отец Густав, но прославил фамилию сын, обучившись мастерству в Германии и продолжив дело отца.

Карл Фаберже, носивший звание ювелира Его Императорского Величества, Мастера Парижской гильдии ювелиров и кавалера Ордена Почетного легиона, прославился как автор серии пасхальных императорских изделий – драгоценных яиц.

Первое ювелирное яйцо «Курочка» он создал для Александра III, который преподнес необычный дар на Пасху супруге, урождённой датской принцессе Дагмар. Выполненный по примеру вещицы датского двора, хорошо знакомого императрице, подарок напомнил Марии Федоровне о далекой родине и так понравился, что Фаберже удостоился звания придворного ювелира дома Романовых.

Вслед за первым яйцом пошли новые заказы: традиция пасхальных подарков укрепилась в семействе императора, ее члены преподносили ювелирные шедевры друг другу. По заказу императоров в мастерской Фаберже изготовили 52 пасхальных яйца.

После революции Карл Фаберже покинул Россию и спасался с семьей в Европе. Большую часть своей драгоценной коллекции он оставил в России швейцарскому послу, который в августе 1918 года вернулся на родину. Посол объявил о пропаже редчайших экспонатов, отрицая свою причастность к событию.

В 1920 году Карл Фаберже умер в Швейцарии, его сыновья основали ювелирную фирму в Париже, но с 1937 года бренд не принадлежит Фаберже. В 2007 году права на него купил южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.

Наследие Фаберже – дома

Постепенно ценные изделия ювелира появились на аукционах. Американский мультимиллионер и газетный магнат Малькольм Фобс обзавелся частной коллекцией из 220 предметов, в том числе ювелирными пасхальными яйцами Фаберже.

В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Карла Фаберже у потомков Фобса и создал фонд, для того чтобы скупить шедевры русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Работа продолжалась 10 лет.

В это же время велась сложнейшая реставрация в арендованном в 2006 году для нужд музея дворце Шуваловых – бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран. Здесь Вексельберг и сотрудники фонда обустроили экспозицию.

Красивейшее петербургское здание, построенное в конце XVIII века, принадлежало титулованным владельцам: Воронцовым, Нарышкиным и Шуваловым. Здесь гремели праздники и пышные балы. Дворец площадью 4700 квадратных метров хранит 1000 экспонатов.

Интересные факты

Особняк Нарышкиных-Шуваловых, возведенный в 1790 году, за более чем 200-летнюю историю ни разу не реставрировался. Первая комплексная реставрация помогла воссоздать исторический облик здания, сейчас это один из красивейших образцов архитектуры того времени в Северной столице.

В ходе проведения работ при тщательной расчистке Готического зала под многочисленными позднейшими наслоениями краски была найдена настенная темперная живопись. Она была отреставрирована и в настоящий момент стала самостоятельным украшением экспозиции дворца.

Были воссозданы многие скульптуры, элементы отделки, камины, а также двери и окна, изготовленные из дерева ценных пород.

Шедевры коллекции – украшение музея

Шикарно отреставрированные залы дворца Шуваловых – достойное обрамление уникальной ювелирной коллекции работ фирмы Фаберже, которая здесь хранится.

Новый музей за свою непродолжительную историю приумножил экспонаты. В экспозиции – не только знаменитые яйца, но и ювелирные украшения, столовое серебро и предметы интерьера.

Здесь выставлены картины, рамки с редчайшими фото и драгоценная галантерея, памятные вещи и иконы, фарфор и сувениры. В коллекции представлены украшения русских ювелиров Овчинникова и Хлебникова: на фирме мастера трудилось много талантливых ювелиров.

Выставочные залы дворца Шувалова

В залах дворца воссоздана первозданная отделка: лепнина, обитые шелком стены, камины и зеркала, вазы и канделябры. Здесь же, во дворце, выстроен вестибюль с парадной лестницей, окруженной нишами с боков для демонстрации скульптур.

По ней посетители музея поднимаются на второй этаж в 10 демонстрационных залов:

  1. Рыцарский зал украшен барельефами, изображающими рыцарские поединки. Здесь – кубки и посуда, шкатулки из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний.
  2. Красная гостиная хранит в себе образцы русского художественного серебра, изготовленные ювелирами мастерской Фаберже и другими русскими мастерами.
  3. В Синей гостиной выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. За творческую жизнь ювелир создал 71 яйцо: каждое из них поражает продуманностью деталей и оригинальностью задумок. Над каждым шедевром ювелиры работали год.
  4. Золотая гостиная – хранилище императорских подарков: сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портреты русских императоров
  5. Аванзал – собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта, покрытых эмалью-гиольше с богатейшей цветной палитрой, секрет производства которой утерян.
  6. Белая и Голубая гостиные, в которых представлены эмалированные изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  7. Выставочный зал – бывший домашний музей Шуваловых, демонстрирует резные каменные изделия XIX-XX веков и полотна русских художников XIX века.
  8. Верхняя буфетная хранит живопись русских и французских художников-импрессионистов XIX-XX веков. Здесь же – фарфоровые изделия и дворцовые вазы с росписью художника Красовского.
  9. Готический зал – кабинет графа Шувалова, хранит наследие русских иконописцев: иконы XVI –XX веков, обрамленные ювелирами столицы с серебряные оклады.
  10. Бежевый зал посвящен русской эмали, коллекция – из предметов Ф.Ю. Рюкертона, главного поставщика эмалей для фирмы Фаберже.

Картины в музее

Любители живописи в частном музее наслаждаются полотнами мастеров:

  • В. Поленова;
  • К. Маковского;
  • И. Айвазовского;
  • В. Аммона;
  • А. Харламова;
  • П. О. Ренуара;
  • К. Коровина;
  • Анри Мартена;
  • Г. Семирадского;
  • К. Брюллова;
  • Луи Вальта;
  • К. Горбатова.

Ювелирные яйца музея «Фаберже»

На витринах дворца-музея – 15 драгоценных яичек-сюрпризов, 11 – императорские:

  • Ренессанс;
  • Курочка;
  • Бутон розы;
  • Коронационное;
  • Ландыши;
  • Петушок;
  • Лавровое дерево;
  • 15-я годовщина царствования;
  • Орден Святого Георгия;
  • Воскресение;
  • Весенние цветы;
  • Курочка Кельха;
  • Шантеклер;
  • Скандинавское;
  • Яйцо герцогини Мальборо.

Полезная информация

Располагается музей яиц Фаберже в самом центре Санкт-Петербурга. Адрес: СПб, набережная Фонтанки 21.

Как доехать до здания музея? Проще всего, воспользоваться метро, доехав до станции «Гостиный двор». От выхода из станции до здания музея можно дойти пешком за 5 минут.

Побывать в частном музее можно с субботы по четверг, пятница является выходным днем. Часы работы с 10-00 до 21-00. 

https://youtube.com/watch?v=dIv6FmP7xWk

С начала рабочего дня и до 18-00 проводятся групповые экскурсии продолжительностью 1 час. Экскурсия начинается каждый час, последняя в 17-00. Билет стоит 300 рублей, приобрести билеты для группового и индивидуального посещения на текущий день можно в кассах, продажа билетов осуществляется с 9-30 до 20-15.

Еще одна возможность сделать индивидуальную экскурсию более насыщенной – арендовать аудиогид. Стоимость аренды аудиогида – 150 рублей, чтобы воспользоваться услугой нужно будет внести залоговую стоимость устройства – 2000 рублей. Фото и видеосъемка в залах музея запрещена.

На сайте музея можно приобрести билеты он-лайн за неделю до посещения, а также, заказать проведение экскурсии для группы численностью 15-18 человек.

Сколько было изготовлено яиц Фаберже и где они находятся в настоящее время?

Существует каталог из 69 яиц, созданных между 1885 и 1917 годами (годом Русской Революции), 8 из которых отсутствуют. Из 69 яиц 52 были заказаны императорской семьей, поэтому их и называют императорскими яйцами.

В настоящее время в Оружейной палате Кремля хранится 10 императорских яиц, а в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге — 9. 5 яиц находятся в Музее изобразительных искусств Вирджинии (США). Кстати, королеве Англии принадлежат три императорских яйца. Остальные разбросаны по разным музеям и частным коллекциям.

В двадцатом веке цены на яйца Фаберже начали расти астрономически. Некоторые из яиц Фаберже могут быть оценены в 30 миллионов евро за штуку в сегодняшней валюте.

Несколько лет назад одно из этих пропавших яиц обнаружилось в Соединенных Штатах. Торговец металлоломом купил яйцо на блошином рынке в городке на американском Среднем Западе за 13 300 долларов, намереваясь получить хорошие деньги, выплавляя металл. Никто не покупал у него эту вещь, думая, что она переоценена, и торговец металлоломом оставил ее в своем доме на долгие годы, думая о том, что с ней делать.

Однажды в 2012 году он погуглил “яйцо” и «Vacheron Constantin» название часов внутри, и в конце концов обнаружил, что у него есть шедевр стоимостью 20 миллионов фунтов стерлингов.

Авторы Гайдпарка

  • Злата Кедрова

    Депутат боксёр Валуев о тяжком труде депутата

    Читать полностью

  • Светлана Юдина Юрьевна

    Бойкот для Китая

    Читать полностью

  • Самый Умный Умный

    Отсутствие идеологии – главная проблема долларовых колоний

    Читать полностью

  • Михаил Свобода

    Последний довод Гинцбурга

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Чубайс опять вовремя смотался! «Роснано» оказалось на пороге дефолта

    Читать полностью

  • Сергей Фролов

    И еще раз про QR код.

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    «Непредсказуемая Россия» – США связывают «планы вторжения» РФ на Украину с приходом холодов

    Читать полностью

  • Легенда Нации 77

    Из всех глупостей, что ты мне говорил, эта — шедевр…(с)

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Таинственные смерти наших граждан за рубежом

    Читать полностью

  • Геннадий Исаков

    Хотите знать, что вообще происходит, что такое науки, религии, что такое жизнь и смерть?

    Читать полностью

  • Uhu Ido КарлаГустава

    Жуткая медицина США

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Алгоритм действий по искам аферистов Жулищников

    Читать полностью

История создания

В 2004 году русский олигарх Виктор Вексельберг основал фонд «Связь времен», основной задачей которого было возвращение в Россию утраченных культурных ценностей.

В этом же году был объявлен аукцион на продажу коллекции из 180 предметов коллекции Фаберже, которую собирал в течение 50 лет американский предприниматель Малкольм Форбс. Распродажа отдельных предметов на аукционе привела бы к распылению уникальных работ русского мастера по многим странам.

Неожиданным для всех стала отмена аукциона и приобретение всей коллекции Виктором Вексельбергом, что обошлась бизнесмену в 100 миллионов долларов. В коллекцию входили и уникальные 9 пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже.

Фонд «Связь времен» принял решение создать в России несколько музеев для демонстрации экспонатов, созданных мастерами знаменитой фирмы. Первым таким музеем стал музей в Санкт-Петербурге, учредителем которого и стал этот Фонд.

В 2006 году началась реставрация Дворца Шуваловых на набережной Фонтанки, продлившаяся 7 лет. Обновленный дворец Шувалова стал одним из красивейших дворцов Северной столицы и 19 ноября 2013 года здесь состоялась церемония открытия Музея Фаберже.

В настоящее время на хранении находится более 4000 предметов, многие из которых принадлежали семьям последних Российских императоров — Александра III и Николая II.

Музей Санкт-Петербурга – единственный в мире музей Фаберже

В настоящее время самая большая коллекция работ Фаберже находится в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже. Он расположен в историческом здании Шуваловского дворца на берегу реки Фонтанки. Музей был основан на частной коллекции американца Малкольма Форбса. Форбс восхищался работами Фаберже и собирал их более полувека, создав коллекцию, не имеющую аналогов в мире. После смерти Форбса его наследники планировали продать части коллекции на аукционах и собрать как можно больше денег. Российский магнат Виктор Вексельберг купил наследие Фаберже целиком, тем самым не только сохранив и вернув на родину важную часть русской истории, но и положив начало первому частному художественному музею в России. Помимо одиннадцати яиц Фаберже вы увидите и другие работы этого ювелира. Прекрасный пример – серебряный перфоратор, чайный сервиз или поднос для карандашей со статуей Ивана Калиты, средневекового великого князя Московского. Большинство этих предметов были созданы Фаберже или его мастерами и принадлежали к личным вещам императорской семьи.

Здание музея

Уже само здание, в котором разместился музей Фаберже в Питере, является уникальным архитектурным памятником. Здание в стиле эклектики было построено в конце XVIII века, имя архитектора, создавшего проект в истории, к сожалению, не сохранилось.

 Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».

 После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.

 Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга, после чего, на протяжении нескольких лет в здании проводились реставрационные работы.

 В конце 2013 был официально открыт музей Фаберже в Шуваловском дворце, однако, доступ для широкой публики был открыт только через 4 месяца.

 При посещении музея внимание посетителей привлекают не только экспонаты, но и великолепные дворцовые интерьеры. Уже в вестибюле дворца можно понять, что дворец можно смело назвать одним из самых красивых зданий Санкт-Петербурга

Парадная лестница, украшенная великолепной художественной ковкой, уникальные люстры необычной формы, роспись на потолке, античные статуи в нишах – все это привлекает внимание гостей.

Самые интересные произведения

Некоторые из яиц носили чисто религиозный характер, но Фаберже предпочитал семейные мотивы. В 1890 году тогдашний 22-летний цесаревич Николай Александрович, впоследствии царь Николай II, отправился в учебную поездку вокруг света на крейсере «Азов». В ознаменование этого события Фаберже сделал из темно-зеленой яшмы яйцо, внутри которого оказалась верная миниатюра этого корабля. После смерти отца его сын Николай II продолжил традицию дарить яйца Фаберже. Однако количество яиц увеличилось вдвое. Ежегодно он дарил драгоценное яйцо не только жене Александре по прозвищу Алекс, но и своей матери Марии Федоровне.

Одним из самых красивых и ценных образцов было Императорское яйцо для коронации, которое было оценено в 20 миллионов долларов. Яйцо было создано по случаю коронации Николая II. Внутри была точная копия экипажа, в котором Николай и Александра ехали в день коронации. Карета сделана из золота, окна – из хрусталя, дверь открывается, колеса вращаются. Подробная и точная миниатюра полностью функциональна. Когда реставраторы ремонтировали саму карету, они именно по этой миниатюре выясняли, как выглядят части, которые не сохранились. Вот такая детальная работа.

Еще одно удивительное изделие – яйцо, которое было создано к пятнадцатилетию коронации Святого Николая. Фактически это такой небольшой семейный «фотоальбом», в котором , помимо портретов императорской семьи, в миниатюрных рамках запечатлены важнейшие события его правления.

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину – в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 – начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

– пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

– пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

– пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

– пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

– пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

– пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

– пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

– пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

– пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Происхождение яиц Фаберже

На Пасху в России существует многовековая традиция раскрашивать яйца вручную и приносить их в церковь для освящения, а затем дарить друзьям или близким.

В высших слоях Петербургского общества сложился обычай дарить пасхальные подарки, украшенные драгоценностями. Именно так императору Александру III пришла в голову идея поручить создание специального пасхального яйца в качестве сюрприза для императрицы. И вот в 1885 году было создано первое Императорское пасхальное яйцо.

Это первое яйцо было совершенно белым снаружи, как яйцо курицы, но внутри оно содержало золотой желток.

Императрице так понравился этот подарок, что ее муж решил поручить Фаберже каждый год делать новое яйцо, но только с одним условием: чтобы внутри яйца был сюрприз.

Эти яйца были посвящены важным событиям в жизни и царствовании семьи Романовых. Они были настолько сложны в изготовлении, что их изготовление могло занять 1 год с командой высококвалифицированных мастеров, которые должны были хранить содержимое яиц как самый большой секрет.

Александр III каждый год дарил своей жене императрице Марии Федоровне по яйцу. Когда Александр III умер, традиция была продолжена с 1895 года его сыном Николаем II, который каждый год дарил яйцо своей жене, императрице Александре Федоровне, и своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Традиция императорских яиц закончилась в 1917 году с русской революцией и убийством всей семьи Романовых.

После Русской революции большевики национализировали Дом Фаберже, и семья Фаберже бежала в Швейцарию, где Петр Карл Фаберже умер в 1920 году. Дворцы были разграблены, а их сокровища перевезены в Кремлевскую Оружейную палату по приказу Владимира Ленина.

В попытке заработать больше иностранной валюты Иосиф Сталин продал многие яйца в 1927 году. Начиная со времен Второй мировой войны, они стали выставляться на аукционы в разных местах за пределами Советского Союза.

Пасхальное яйцо «Ренессанс»

Пасхальное яйцо «Ренессанс» в 1894 году Александр III подарил своей супруге Марии Фёдоровне. Это было последнее пасхальное яйцо, подаренное им — в этом же году император скончался.

Яйцо изготовлено в виде шкатулки из прозрачного голубовато-молочного агата. Основание овальной формы выполнено из золота. Шкатулка украшена вкраплениями рубинов и алмазов, на верхней половине из бриллиантов выложена дата создания. Ручки шкатулки сделаны в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах.

Сюрприз этого яйца считается утерянным. Впрочем, многие исследователи полагают, что им могло быть Пасхальное яйцо «Воскресение Христово».

Основание музея

Создание музея связано с историей приобретения в 2004 году коллекции из девяти пасхальных яиц, которой владел американский миллиардер Малкольм Форбс. Этот коллекционер долгие годы собирал по крупицам произведения искусства, созданные фирмой Фаберже. Однако после его смерти наследники приняли решения продать по отдельности все экспонаты. Российский бизнесмен Виктор Вексельберг принял решение: вернуть коллекцию на родину и не дать ей распылиться по частным собраниям. Он провел успешные переговоры, в результате которых в составе единого лота девять яиц возвратились в Россию, откуда были ранее вывезены в разное время.

После обретения пасхальных яиц было принято судьбоносное решение об основании музея. Для этого дворец на углу набережной Фонтанки и Итальянской улицы был передан в аренду культурно-историческому фонду Вексельберга «Связь времен» сроком на 50 лет. Только на масштабную реставрацию здания было потрачено более миллиарда рублей, причем все это — средства частных инвесторов. Работы шли семь лет, и в 2013 году музей был официально открыт. Позднее в аренду был также передан и дворцовый флигель, расположенный рядом, там будет размещена дополнительная экспозиция музейных ценностей.

В дальнейшем коллекцию музея пополнили многочисленные произведения искусства. Их авторами стали те российские и иностранные художники и ювелиры, которые жили в тот же исторический период. Также в числе приобретений — уникальные русские иконы.

Сейчас экспонаты выставляются в одиннадцати залах. Выставки постоянные и подразделены по залам. Так, иконы можно посмотреть в Готическом зале, а картины русских художников конца XIX — начала XX века — в Выставочном.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий