Музей архитектуры им. Щусева

Первый директор Музея

Щусев появился на свет в 1871 году в дворянской семье, которая жила в Кишиневе. Начальное и среднее образование он получил в родном городе, а в возрасте 20 лет переехал в столицу Российской империи и стал учиться в Высшем художественном училище.

В залах музея

В качестве специализации Алексей выбрал архитектуру. Особое художественное видение форм и пространства он приобрел, благодаря своим учителям – Леонтию Николаевичу Бенуа и Илье Ефимовичу Репину. Еще будучи студентом, он создал проект часовни в Санкт-Петербурге. А за диплом, посвященный архитектуре барской усадьбе, Щусева наградили медалью и правом выбора стажировки за рубеж.

Молодой архитектор поехал по городам Средней Азии и исследовал гробницу, где был похоронен Тамерлан, а также древнюю мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Это путешествие наложило след на последующие проекты архитектора. Потом он отправился Тунис и целый ряд европейских стран. Маршрут зарубежной поездки пролегал через Вену, Триест, Венецию, Англию, Бельгию и Францию.

После получения художественного образования Щусев остался жить в северной столице и работал историческим реставратором. Он участвовал в восстановлении старинной церкви Святого Василия и за реставрацию этого храма был удостоен звания академика. В 1920-е годы Щусев возглавил Третьяковскую галерею. Благодаря его усердию, было спасено множество картин, у которых, как тогда считали, не было будущего.

С 1945 года и до дня своей смерти именитый архитектор руководил новым Музеем архитектуры. Кроме того, он занимался восстановлением советских городов, разрушенных в ходе военных действий. Архитектор проектировал здания и улицы Истры, родного Кишинева и Новгорода.

Выставочный павильон музея «Руина»

Последним успехом в жизни великого архитектора была станция метро «Комсомольская – кольцевая» в Москве. Величественная постройка вписана в огромный каменный цилиндр и посвящена победе советского народа над немецким фашизмом. Отделку станции Щусев доделать не успел, ее достроили уже после смерти мастера, с участием художника Корина.

Как добраться

Адрес: Москва, ул. Воздвиженка 5/25. Необходимо добраться до станций метро: «Александровский сад», «Арбатская», «Библиотека им. Ленина», дальнейший путь пешком займет не более 15 минут.

Стоимость билета составляет 100 рублей. Ежемесячно для несовершеннолетних лиц проводятся бесплатные экскурсии. Желающим необходимо предъявить удостоверение личности.

Архитектурный музей им. Щусева – это крупнейший в мире научно-архитектурный центр. Его значение для просвещения населения бесценно. Экспонаты, представленные в музее, — это сохранившееся культурное и историческое наследие.

Историческая справка

Идея возникновения единого хранилища архитектурной культуры возникло еще в 15 веке. К тому времени был накоплен ценнейший материал. В 1935 году под территорию музея был передан Донский монастырь. Его сохранившиеся фрагменты стали частью фонда музея.

Большая часть представленных экспонатов относилась отечественной архитектуре. Однако здесь были и византийские, и европейские образцы зодчества. Самые главные составляющие коллекции музея в то время – это некрополь и фрагменты монастыря.

Великая отечественная война переломила представление соотечественников о культурном наследии. В городской усадьбе Талызиных по инициативе архитектора А. В. Щусева создается музей русской архитектуры. Основная его цель создания – просветительская деятельность среди населения.

Музей имени Щусева стал крупнейшим научно-исследовательским центром страны. Его коллекция постоянно пополнялась экспонатами, привезенными из экспедиций в старейшие русские города. В фонде музея много фото, проектов, материалов, которыми легко делились отечественные архитекторы.

В 1960-хх фонды обоих музеев были объединены. Так возник Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева. Здесь ежегодно проводятся тематические выставки по истории русской архитектуры и зодчества, организуются передвижные экспонаты по территории страны.

Что можно увидеть в музее

На период создания московский музей считался первым европейским музеем, который специализировался на показе архитектуры. Современный музей – это уникальное собрание архитектурной графики, коллекций обмерных чертежей памятников русского зодчества, коллекций строительных материалов, а также макетов и моделей, выполненных самими известными отечественными архитекторами.

Проект дома Наркомфина

В его залах хранятся картины, гравюры, изделия из художественного металла, скульптуры из мрамора и дерева, старинная мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, надгробия и малые архитектурные формы. Отдельного упоминания заслуживает музейная фототека. По мнению специалистов – это самое большое в мире собрание фотографий, негативов и слайдов по градостроительству и архитектуре.

В музей попадают с заднего двора, где выставлена коллекция малых архитектурных форм, каменных львов, фрагментов старинных оград и образцы садово-парковой скульптуры XVIII-XIX веков. В закрытом дворике также можно увидеть барельефы снесенного Храма Христа Спасителя и фрагменты Триумфальной арки, созданной Осипом Бове.

Макет Коломенского на музейной выставке «В борьбе за Красные ворота и Охотный ряд. Пётр Барановский и Москва»

Сейчас главная экспозиция реставрируется. В здании проводятся временные выставки по истории российской и зарубежной архитектуры, и работает кабинет-музей Давида Саркисяна.

Экспонаты размещены в трех выставочных пространствах старинной усадьбы. Они занимают представительную парадную Анфиладу, Руину или флигель усадебного дома Талызина и памятник архитектуры XVII столетия – Государев Аптекарский приказ.

Филиалом музея является здание в Кривоарбатском переулке, 10, в котором находится Дом-мастерская архитектора Мельникова. Здесь можно познакомиться с жизнью и творчеством архитекторов-авангардистов Константина и Виктора Мельниковых. Правда, экспозиции доступны только для экскурсионных групп.

С самого основания в музее проводят лекции для всех любителей архитектуры. При желании можно прийти на занятие по интересной теме или посетить цикл лекций. Лекции проходят так живо, что зал бывает всегда заполнен до отказа. Они начинаются по рабочим дням в 19:00, а по выходным – в 16:00.

Макет Сухаревой башни в музее имени А. В. Щусева

История музея после 1949 года

Когда академика Щусева не стало, музею присвоили его имя. Подготовка экспозиции для публики растянулась на 8 лет, и залы музея приняли первых посетителей только в 1957 году. В Донском монастыре были выставлены исторические объекты, а в здании на Воздвиженке посетителей могли познакомиться с работами современных архитекторов.

Лестница на второй этаж выставочного павильона «Руина»

В 1991 году все изменилось. Правительство Москвы передало Донской монастырь Церкви. Экспонаты из обители были срочно перевезены на Воздвиженку и стали храниться в неприспособленных для этого помещениях. Произошли и другие неприятности. Под музейным комплексом начали перестраивать линию метро. Это привело к тому, что многие экспонаты деформировались и со временем пришли в негодность.

Выставочные залы

Флигель «Руина» — это больше, чем выставочный зал. Это объект возможной реконструкции. Экспозиции в нем представлены прямо с порога: обветшалые перила и ступени, отсутствие напольного покрытия. Ранее на 1 этаже флигеля располагалась конюшня. Основная цель выставочного зала – поменять отношение к руинам, так как это самоценные объекты, которые необходимо «обжить» в современном мире.

На территории музея располагается Аптекарский приказ, сохранившийся с 17 века. Это перестроенный фрагмент трапезной Аптекарского двора. Ранее внизу располагались подвалы, сейчас их территорию занимает кафе. Некоторые помещения отданы под размещение архитектурных экспонатов. Палата Аптекарского приказа – это памятник исторической архитектуры, свидетельствующий об успехах в развитии медицинского дела выдающимся купцом в 17 веке.

Анфилада усадьбы используется в качестве выставочного пространства и лекционного зала.

Как создавался музей

В конце XIX столетия, когда жители Российской империи переживали подъем национального самосознания, родилась идея организовать музей, который бы рассказывал о достижениях российской архитектуры. Однако, решение о создании первой экспозиции было принято только в 1934 году, вместе с образованием Академии архитектуры страны.

Это был период, когда в СССР велась активная антирелигиозная кампания. Большинство храмов и обителей сносили или закрывали. Власти города передали под новый проект постройки пустующего Донского монастыря. Потом внутри монастырских стен провели первую выставку, посвященную работам российских зодчих. На ней можно было увидеть чертежи, фотографии и фрагменты спасенных от уничтожения старинных зданий.

Часть макета Большого Кремлёвского дворца

Осенью 1945 года музею отдали старинный особняк Талызина, спроектированный знаменитым российским зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым. С этого времени экспозиция стала размещаться в двух местах – в монастыре и на улице Коминтерна. Такое имя Воздвиженка носила в годы советской власти.

Архитектурные экскурсии

Хотя музей находится в стадии реновации, это не означает что все его экспонаты стали недоступными. Музейные работники проводят интересные экскурсии по улицам столицы и показывают туристам уникальные памятники архитектуры Москвы.

У путешественников и москвичей популярны экскурсии по переулкам Арбата, где можно увидеть немало зданий, построенных в традициях авангарда. Много туристов приходит на экскурсии, посвященные архитектурным стилям Москвы, сталинскому плану по реконструкции Тверской улицы и новой архитектуре в районе Остоженки.

Посетителям нравятся экскурсии, рассказывающие об истории строительства первой ветки московского метро, биографии московского архитектора Федора Шехтеля и неосуществленных планах строительства Большого Кремлевского дворца, которые разрабатывал известный зодчий екатерининских времен Василий Иванович Баженов. С актуальным расписанием экскурсий всегда можно познакомиться на сайте музея.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий