Музей янтаря в Калининграде — история застывшая в камне

Экскурсионные программы и мероприятия

Одной из важнейших задач в музее считается работа с населением. Каждую первую субботу месяца проводятся мероприятия, ориентированные на семейное посещение. В эти дни посетителям предлагаются тематические экскурсии, мастер-классы с возможностью сделать самостоятельно украшение или познакомиться с народными промыслами.

Для школьников младшей и средней групп проводятся познавательные программы, в ходе которых детей знакомят с правилами поведения в музее, открывают новые знания о янтаре. К праздничным датам организовываются особые мероприятия, например, к Новому году на мастер-классе дети могут самостоятельно создать праздничное украшение на елку.

Для учащихся средних классов школы сотрудники музея инициировали программу постижения информации с помощью игр, квестов и конкурсов. Участвуя в таких мероприятиях, дети быстрее схватывают знания, учатся задавать вопросы, а также самостоятельно находить ответы. Дополнительно разработаны экскурсии и познавательные маршруты по историческому зданию, в котором расположена экспозиция.

Здание

Здание, в котором расположился музей «солнечного» минерала, само по себе является уникальным. Расположено оно в живописном месте, на берегу озера. Здание является фортификационной башней, получившей название в честь генерала Дона. Этот полководец учувствовал в наполеоновских войнах и состоял на службе у российского императора.

Для укрепления обороны города в 1843 году на противоположных берегах озера было решено построить две башни, одна из которых получила имя генерала Дона. Окончить строительство удалось только через 10 лет. Высота башни – 12 метров, она имеет подземный этаж и два наземных. Сечение здания – правильный круг диаметром 34 метра.

Для постройки башни использовался особый сорт кирпича, обожженный по сложной технологии. Штукатурка и другие способы отделки не использовались, так как в местном климате именно обожженный кирпич обеспечивает лучшую сохранность зданий.

Башни сыграли определенную роль и во времена Великой Отечественной. После окончания войны баши долго использовались для складских нужд. Отсутствие должного ухода за зданиями привело к тому, что постройки стали разрушаться. Поэтому в начале 70-х была начата их реставрация, а потом в башне был открыт музей, посвященный янтарю.

Интересные факты о Янтарном

Подведем итоги: чем знаменит поселок и почему там стоит побывать:

  1. Первый карьер на его территории появился в 1781 г. Хотя добывать янтарь в местном прибое начали еще раньше — в начале XV в.
  2. Местным янтарем была облицована легендарная Янтарная комната. Легенда это или нет, но ее с удовольствием повторяют на экскурсиях по Янтарному. Как бы ни было, местный «солнечный камень» ценился всегда. Еще во времена Пруссии его вывозили во все страны мира, в т. ч. Россию.
  3. Береговая полоса в Янтарном — одна из самых широких и протяженных в Калининградской области. Тянется вдоль всего поселка и уходит далеко за его пределы. Вплоть до поселка Синявино.
  4. В 2021 г. Янтарному в шестой раз подряд вручили «Голубой флаг». Престижной международной награды удостоились два участка побережья — пляж «Центральный» и пляж «Янтарный». Ни Светлогорск, ни Зеленоградск таким достижением похвастаться не могут.
  5. В поселке находится 5-звездочный отель Shloss. Один из лучших в Калининградской области. Вплотную прилегает к парку Беккер.

А еще в Калининградской области разработан автомобильный маршрут от Янтарного до Зеленоградска. Его протяженность 45 км: Янтарный — мыс Таран — Отрадное — Светлогорск — Пионерский — Сокольники — Зеленоградск. Проедете его на машине и считайте, что видели лучшее в регионе «Янтарный край».

Другая деятельность

Активная работа музейными работниками ведется в издательской сфере, за последнее десятилетие было издано около четырех десятков наименований книг на русском языке, сопровождением которых служит английский перевод. Также в музее проходят литературные вечера, творческие встречи с художниками, литераторами. Библиотечный фонд музея постоянно пополняется и доступен каждому любознательному человеку. На первом этаже расположена сувенирная лавка, где в свободной продаже находится литература, ювелирные изделия, предметы обихода, сувениры из янтаря.

Музей – открытое пространство для всех, поэтому в учреждении позаботились, чтобы люди с ограниченными возможностями имели равный со всеми доступ в залы. Здесь оборудованы пандусы, расширены дверные проемы, есть ступенькоход для комфортного перехода в цокольный этаж здания. Специальное оборудование приобретено в помощь слабослышащим посетителям. Для всех в виртуальном пространстве открыты тридцать трехмерных копий самых ярких экспонатов музея в рамках проекта «Волшебная книга».

Экспозиции музея

Посещение Музея понравится и надолго запомнится и физикам, и лирикам: экспозиция объединяет в своих стенах как научные знания о солнечном минерале, так и примеры использования его в произведениях искусства. Здесь как нигде можно почувствовать нерасторжимую взаимосвязь разнообразных наук: геологии, истории, географии, естествознания и даже искусствоведения. Несколько разделов общей экспозиции повествуют о разных гранях соприкосновения человека с янтарем.

  • «Происхождение янтаря, его свойства». В этот зал в первую очередь приглашаем тех, кто во всем жаждет дойти до самой сути. Здесь представлены натуральные, не тронутые рукой человека образцы самоцвета – иногда даже с включениями останков произведших его деревьев. Как видно по представленным образцам, янтарь имеет несколько видов формы: это или капля, или сосулька, или натек на стволе. Все камни имеют разный вес и объем, но гордость коллекции – второй по величине в мире янтарь (целых 4 килограмма и 280 грамм!).

  • Тем, кто больше ценит достижения человечества, чем чудеса природы, стоит посетить зал «Историко-археологические знания о янтаре». Оказывается, человечество знакомо с солнечным камнем еще с древнейших времен неолита. Конечно, пальма первенства здесь принадлежит племенам Прибалтийских земель, после которых эстафету подхватили античная Греция и Древний Рим. До основной части территории Европы и Руси знания о минерале добрались сравнительно – только к Средневековью, однако и здесь большую популярность обрели женские украшения и предметы оформления из янтаря.
  • Но история не стоит не месте, ремесла и искусства развиваются, а что получается в результате, можно увидеть в зале «Янтарь в искусстве XVII – XVIII вв.». К этому времени степень искусности мастеров по обработке «солнечного камня» сравнима, пожалуй, лишь с мастерами по работе со слоновой костью и перламутром. В этом разделе экспозиции представлены лучшие изделия из янтаря, в том числе переданные в дар Музею Оружейной палатой Московского Кремля.
  • Со временем ручная обработка янтаря становится редкостью, а на смену ей приходит промышленное производство. Об этой вехе истории повествует зал «Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура». Основанная в 1926 году, мануфактура вскоре с успехом стала продавать свои первоклассные изделия в лучших ювелирных магазинах Парижа, Брюсселя, Вены, Лондона и Нью-Йорка. Помимо ювелирных украшений, мануфактура знаменита своими курительными принадлежностями, письменными приборами и шкатулками, представленными в коллекции музея.
  • Но все течет, все меняется, и вот уже во главе добычи и обработки янтаря стоит «Калининградский янтарный комбинат». В зале, посвященном комбинату, представлена диорама карьера, в котором и добывают солнечный камень. Но интереснее всего – продукция 1950-х – 1960-х годов, впечатляющая размахом и масштабностью. Это и модель ледокола «Ленин», и монументальная метровая ваза «Изобилие», а особенно – часы «Эпоха», декорированные скульптурами «Рабочего» и «Колхозницы», а также моделям корабля, ракеты и комбайна.

  • Ну и куда же без современности! В зале «Янтарь в творчестве современных художников» можно познакомиться с ювелирными украшениями, гравюрами и мозаиками лучших мастеров Калининграда, Санкт-Петербурга, Латвии и США, а в находящейся тут же «Мастерской художника-янтарщика» своими глазами посмотреть, как в руках умельца бесформенный кусок минерала чудесным образом превращается в произведение искусства.

Залы музея и экспозиции

Большим месторождением «солнечного камня» известен город Калининград. Музей янтаря для экспозиции оборудовал 28 залов с тематическими выставками:

  • Происхождение янтаря, его свойства.
  • Историко-археологический раздел.
  • Использование и изображение янтаря в искусстве с 17 по 19 века.
  • Зал, посвященный работам Кенигсбергской мануфактуры художественной обработки янтаря (период 1926-1945 гг.).
  • Зал, где представлены работы Калининградского янтарного комбината, а также история предприятия (с 1947 года). Рассматривается полный цикл производственного процесса от добычи до выпуска конечного продукта.
  • Янтарь в работах художников современности.

Фрагменты декора Янтарной комнаты, которые были восстановлены современными мастерами, не только демонстрируют красоту утраченного шедевра, но и помогли реанимировать старинные способы работы с материалом.

В залах с художественными работами из янтаря собраны скульптуры, ювелирные изделия разных эпох развития человечества. Немалый интерес представляют несколько диорам в естественнонаучной части экспозиции, где воссозданы янтарные леса, когда-то давшие жизнь «солнечному камню» Калининграда.

Постоянная выставка музея «Янтарный дом» основана на переданной в дар международной коллекции художественных произведений калининградских, питерских, немецких, итальянских и многих других мастеров. Роскошный подарок был сделан фондом «Развитие благотворительных программ» и лично его президентом Е. Ю. Татузовым. Жемчужиной экспозиции является грандиозное мозаичное полотно А. Журавлева, художника и реставратора, руководителя работ по восстановлению интерьера Янтарной комнаты.

Современный янтарный комбинат

Экскурсии на комбинат пользуются особой популярностью у туристов. Проводятся они строго организованными группами и под руководством специальных сотрудников комбината. На комбинате жесткая контрольно-пропускная система.

«Янтарный замок»

Главный объект, который входит в экскурсионную программу, особого впечатления не вызывает. Речь идет о карьере, откуда и начинается процесс превращение окаменевшей смолы в прекрасные ювелирные изделия, главной деталью которых являются «слезы моря», «дары солнца», «медовые капли» и пр. Находясь на краю карьера, наблюдая за работой бульдозеров, самосвалов и шагающего экскаватора (длина стрелы – 70 метров, объем ковша – 10 кубометров, вес – 600 тонн), туристы становятся свидетелями лишь первого этапа добычи. В ходе него снимается 40-60 метровый слой песка и выделяется полезная «голубая земля» (в кубометре породы – 2-4 кг полезного минерала).

Приморский янтарный карьер

А дальше: водяная пушка, мощным напором превращает полезную породу в пульпу (смесь песка, голубой глины и янтаря), рабочие «вылавливают» крупные куски минерала специальными сачками, а поток направляют по назначению (янтарь на сортировку, остальное в море). Очередной этап – сложная и ответственная процедура обколки, обдирки, опиловки, обточки, огранки всех пригодных кусочков солнечного камня

Здесь важно найти золотую середину: максимально очистить минерал от корки окислов и в тоже время не допустить излишнее уменьшение полезной части. При этом помнить, что крупные куски, весом более 100 грамм составляют менее 1% от общей массы добычи, а эксклюзивные экземпляры от 1 кг – попадают в разряд драгоценных камней

Достаточно скромная площадка, ну что можно придумать возле у края карьера, предоставляет возможность слегка приблизиться к янтарю в первозданном виде. Специально привезена партия «голубой земли» для желающих искать и даже находить кусочки смолы. Рядом стоит виселица с предупреждением от Тевтонских рыцарей и пирамида счастья. Это для тех, кто, не найдя мало-мальски приличного кусочка солнечного камня, решил на будущее запастись «счастьем». Янтарная пирамида (высотой 3,3 метра, при строительстве её использовано 800 кг. янтаря) построена на основе принципа «золотого сечения», которое является примером гармонии в искусстве и архитектуре. Говорят, что с учетом этого принципа построена пирамида Хеопса. Ну а что еще кроме счастья и удачи обещают гиды туристам, предлагая куда-нибудь зайти, чего-нибудь протереть, о чем-нибудь попросить, куда-нибудь бросить монету…? Только еще больше счастья.

Описание

Многими музеями и достопримечательностями известен Калининград. Музей янтаря – это уникальное собрание материалов, связанных с одним минералом. Целью его учреждения и дальнейшей работы является систематизация знаний по природным качествам и свойствам, геологии, археологии, искусствоведению, истории янтаря.

На площади 1000 квадратных метров собрал коллекцию трехэтажный Музей янтаря (Калининград). История и естествознание, художественные промыслы и мифы – все, что может рассказать “солнечный камень”, собрано в 28 залах, разделенных на 5 разделов экспозиции. Содержание выставки поделено на две части – естествознание и культурно-историческое наследие.

В экспозиции естественнонаучного раздела находится самый крупный образец янтаря в России, его вес составляет более 4 килограмм. Здесь же представлены образцы камня с разной степенью прозрачности, цветовой гаммы, количеству включений. Застывшие в смоле более 40 миллионов лет назад насекомые, кусочки растений представляют большой научный интерес, они дают ученым возможность понять особенности флоры, фауны, климатических условий на планете.

Культурно-исторический раздел предлагает посетителям проследить эволюцию обработки янтаря с эпохи неолита до наших дней. Большое количество экспонатов попало в музей с мест раскопок, проведенных в Калининградской области. Были найдены украшения и предметы быта на древних поселениях, в могильниках. Большую ценность представляют восстановленные ценности, например фрагменты Янтарной комнаты, утраченной в период ВОВ. В залах экспонируются переданные в дар музею ценности из Оружейной палаты Московского Кремля.

На современном этапе в фондах музея хранится более 16 тысяч экспонатов, поток посетителей составляет более двухсот тысяч человек ежегодно, количество экскурсий для публики составляет 1200 захватывающих рассказов, каждый год сотрудники организовывают более трехсот выставок, проектов и презентаций разных направлений.

Туры в Калининград

Простой способ увидеть красоты Калининградской области — экскурсионные туры. За 4-6 дней можно побывать на Куршской косе, в Янтарном, Зеленоградске и других уголках янтарного края. Цены — от 7900 до 20500 руб. (+ кэшбек). Проживание в отелях Калининграда входит в стоимость. Популярные туры:

1. «Экскурсионный тур в гостеприимный Калининград»

Длительность: 5 дней / 4 ночи

Тур для первого знакомства с Калининградом (от 13400 руб.). Интересен тем, что помимо базовых экскурсий — обзорная по городу, Куршская коса, Светлогорск, Янтарный, включает поездку по малоизвестным местам. Это Правдинск (Фридланд), Гвардейск (Таплау) и пос. Низовье (Вальдау).

Подробнее »

2. «Красоты Янтарного побережья»

Длительность: 6 дней / 5 ночей

Более развернутое знакомство с Калининградской областью (от 20500 руб.). С проживанием в отелях Калининграда и Светлогорска (+ свободный день на флагманском курорте). Экскурсии по красивейшим местам — Куршской косе и Янтарному краю — в стоимости. Возможен факультатив в Балтийск.

Подробнее »

История музея

С 1972 по 1973 годы институт «Гражданпроект» разработал проектно-сметную документацию для восстановления башни и приспособления ее под музей. В 1974 году начались четырехлетние ремонтные и строительные работы, в ходе которых был отреставрирован фасад здания, выполнена внутренняя отделка помещений, облагорожена и благоустроена прилегающая территория. Художественным оформлением будущих экспозиций музея занялись оформительские комбинаты Ленинградского отдела художественного фонда РСФСР по разработанным проектам Хазацкого и Еленевской. Для экспозиционных залов изготовили стенды, осветительную арматуру, цветные витражи на окна, натюрморты, цветные слайды и фотографии, напольные вазы из керамики для украшения внутренних помещений и внешних двориков музея, подделки из янтаря и офорты, мозаику для фонтана и многие другие оформительские детали.

Экспонат музея

Накануне Нового года, 29 декабря 1979 года Музей янтаря принял в своих стенах первых посетителей. Начиная с этого знаменательного дня, в музее побывало почти шесть миллионов экскурсантов. С самого начала работы музея, его целью являлась систематизация естественнонаучных, историко-культурных и историко-искусствоведческих знаний о янтаре. Именно поэтому все экспозиции музея представляют янтарь в неразрывной связи различными науками, такими как: палеонтология, минералогия, геология, география, археология, история, естествознание и искусствоведение.

Экспозиции

На первых стендах представлен янтарь – поделочный камень, застывшая смола древних хвойных деревьев, во всём многообразии его форм, цветов и текстур. Здесь же находится самый крупный образец янтаря в стране весом почти в 4,5 килограмма.

К сожалению, Музей янтаря не интерактивен – потрогать руками, ощутить теплоту солнечного камня здесь нельзя – все экспонаты скрыты за стеклом. Но этому есть объяснение: все они достаточно ценные и хрупкие. Так что остается только рассматривать и фотографировать на память.

Инклюзы в Музее Янтаря

Значительная часть постоянной экспозиции – инклюзы, или образцы янтаря с включенными в них остатками растений и животных: стрекоз, пауков и даже ящериц. Каждый камушек снабжен увеличительным стеклом, помогающим внимательно их разглядеть. В конце концов, не каждый день нам встречается насекомое, увязшее в смоле несколько миллионов лет назад.

Культурно-исторический раздел

Следующий этап – культурно-исторический раздел выставки. Здесь представлены предметы быта, украшения и другие изделия из янтаря от неолита до наших дней. На картах кусочками солнечного камня выложены торговые янтарные пути, в витринах – янтарные шкатулки, ложки, бусы и камеи.

Тут же работы европейских мастеров XVII века, их Музею янтаря передала Оружейная палата Кремля. И, конечно, копии фрагментов знаменитой Янтарной комнаты, утраченной во время Второй мировой войны, где-то в Кёнигсберге и до сих пор не найденной.

Кёнигсбергская янтарная мануфактура

Еще одна часть экспозиции посвящена Кёнигсбергской янтарной мануфактуре – предприятию, занимавшемуся обработкой янтаря с 1926 по 1945 год. Кстати, здание мануфактуры, хоть и в очень печальном виде, сохранилось до сих пор на улице Портовой, 3.

На мануфактуре производили украшения, письменные принадлежности, приспособления для курения, религиозные предметы, спортивные кубки, украшенные янтарем и многое другое. Представительства компании работали в Лондоне, Париже, Брюсселе, Вене и даже Нью-Йорке.

В рекламе Кёнигсбергской мануфактуры снимались прекраснейшие женщины того времени: на черно-белых плакатах позируют модели и актрисы в янтарных бусах.

Музей Янтаря, зал современных работ

На первом этаже музея – выставка работ современных художников по янтарю. Сюда лучше отправиться, уже осмотрев основную экспозицию, чтобы увидеть, как изменился подход к обработке янтаря и использованию его для создания украшений, шкатулок, панно.

В подвальном этаже и других помещениях первого этажа размещаются временные выставки. Загляните на сайт музея, чтобы узнать, какие мероприятия проводятся в музее в те дни, что вы оказались в Калининграде.

Несмотря на то, что прилагательное «янтарный» используется в Калининграде к месту и не к месту (обратите внимание на название местных мероприятий), а в сувенирных магазинах большая часть ассортимента не заслуживает пристального внимания, янтарь – настоящий символ нашей области, красивый камень и свидетель многих исторических событий. Поэтому в Музей янтаря стоит заглянуть, хотя бы ненадолго

Архитектура

Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего в фортификационной башне Дона, носящей имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого легиона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс. История комплекса связана также развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.

5 апреля 1843 г. был утвержден проект фортификационного укрепления Кенигсберга. Верхний пруд (немецкое название, сегодня мы говорим Верхнее озеро), самое слабое место в обороне, решено было прикрыть двумя круглыми башнями. Башни поставили на расстояние двойной дальности стрельбы орудий, что давало возможность простреливать поверхность озера перекрестным артиллерийским огнем. На западном берегу расположили башню Врангель, а на восточном – башню Дона.

Пруссия первой из европейских стран применила идеи Марка Рене Монталамбера (1713-1799), на практике оценив важность многоярусного артиллерийского огня, как мощного фактора обороны. Башню строили с 1852 по 1853 год

В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы

Башню строили с 1852 по 1853 год. В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы.

Подвалы предназначались для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Их анфиладное расположение, без внутренних перегородок, создавало удобства для маневров гарнизона при обороне.

При строительстве башни использовался специальный фортификационный кирпич, проходивший многообжиговую закалку по принципу закалки стали (нагрев – отпуск, и так несколько раз).

Штукатурка не использована, т.к. обнаженный кирпич в условиях местного климата с частыми дождями, большой влажностью и мягкими зимами был прочнее и долговечнее, задавая при этом фасаду выразительную внешнюю красоту.

Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Имелся свой водозаборный колодец (по предположению Овсянова, вероятно, он находился на месте современного фонтана). Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.

К середине 19 в. в фортификационной архитектуре Кенигсберга некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, стали всего лишь ремаркой средневековой традиции. В первую очередь это касается зубчатой парапетной стенки. В башне Дона зубчатый парапет повторен дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, задающих выразительную абрисную линию всему зданию.

Стиль «кирпичной неоготики», характерный для кенигсбергской архитектуры середины 19 в., нашел проявление в крестовых сводах казематов башни и декоративном оформлении наружной стены.

Ажурный аркатурный пояс, проходит по всей окружности башни, составляя самый выразительный элемент декора. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновые перемычки, выполняющие и несущие, и декоративные функции. Альтернативная по направлению кладка ложится красивым декоративным узором.

Со стороны озера Верхнего главный вход в башню прикрывался отводной стрельней (это термин зодчества Древней Руси, употреблен О.П.Овсяновым) – Г-образной кирпичной стеной, с многочисленными амбразурами.

Цоколь стены оформлен рустом, т.е. выложен из крупных булыжных камней различной формы, притесанных друг к другу и скрепленных цементным раствором.

Пространство между наружной стеной кордегардии и стеной противофильтрационной заветы всегда было заполнено водой.

Вода, видимо, поднималась до уровня рустованного камня и затекала свободно из Верхнего пруда.

Сегодня под мостиком поставлена бетонная дамба, перекрывающая доступ воды, т.к. цемент между рустом находится в плохом состоянии, нарушен дренаж, гидроизоляция. В результате вода под стенами башни однозначно приведет к «намоканию» здания.

Препятствием на пути противника становился искусственный ров, окружавший башню. Его глубина порядка 2-3 м.

Как создавался музей

Одним из западных культурных центров России является Калининград. Музей янтаря появился в городе не случайно. В области расположено крупнейшее месторождение янтаря, разработка которого ведется в промышленных объемах. К тому же долгое время здесь работал цех по художественной обработке “солнечного камня”, оставивший после себя богатое наследие.

Для музейных залов и большой коллекции, советские власти предоставили древнюю крепость – форт Дона постройки 1853 года. Здание требовало реставрации, а помещения – ремонта и создания особого пространства для экспозиции. Проект был разработан к 1973 году, работы по его реализации начались на следующий год. Благоустройство прилегающих территорий, весь реставрационный цикл и отделка внутренних помещений завершись в 1978 году.

Дизайном внутреннего пространства и наполнением его необходимой мебелью занимались в Ленинградском отделении худфонда РСФСР. Специально для музея были изготовлены цветные оконные витражи, мозаичная отделка фонтана, керамические вазы и многое другое. Открытия ожидал весь Калининград. Музей янтаря распахнул двери для посетителей зимой 1979 года.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий