История Деда Мороза в России

Христианский вектор

И все же, «Санта» в переводе — «святой». А Клаус — это Николай. И наш Дед Мороз тоже многое перенял у своего христианского прототипа — и доброту, и милосердие, и любовь к детям… Он помогает слабым и защищает их.

Николу Угодника на Руси любили и почитали, пожалуй, как никакого другого святого. Был у нас свой Никола Вешний, Никола Зимний (малограмотные люди даже считали, что это два разных святых). Образов Николая Чудотворца, храмов и монастырей, посвященных ему, — великое множество. Святитель считался покровителем путешествующих, паломников, моряков, рыбаков, воинов, купцов, детей, да вообще всего русского народа. И вот уж от него, от Николая Чудотворца, Угодника как раз всегда ждали и добра, и помощи, и милости, и… подарков! Поэтому связь Николая Чудотворца и Деда Мороза несомненна.

Святой Николай. Художник Наталья Деревянко

Что же мы вспоминаем из жития Николая Мирликийского, когда говорим о рождественских торжествах?

Святитель родился в III веке в малоазиатской провинции Византийской империи Ликия, в приморском городе Патары в семье знатных пожилых супругов. Еще будучи ребенком, он помогал всем, кто нуждался в помощи. Семья Николая переехала в портовый город Миры. Когда будущий святитель подрос, за добрые дела его избрали архиепископом Мир — центра провинции Ликия. Всю свою жизнь сердечный и милосердный святой посвятил заботам о тех, кто терпел нужду и поругания: спасал несправедливо осужденных на казнь, незаслуженно брошенных в тюрьму… В городе Миры и сейчас стоит церковь Деда Мороза или, как называют ее турки, Баба Ноэль Килизе. По преданию, под Рождество святитель Николай, узнав, что обанкротившийся горожанин из-за крайней нужды хочет отдать своих дочерей «на блудодеяние», ночью тайно подбросил в сад этого горожанина три мешочка с золотом. Семья была спасена от голода, а девушки — от поругания и позора.

Тот милосердный поступок «святого дедушки с мешком подарков» и отразился в образе Санта-Клауса (а потом — и Деда Мороза), по ночам приносящего подарки детям.

* * *

Да, мы помним, что Дед Мороз — персонаж сказочный, выдуманный и игровой. Да, мы знаем, что святитель Николай не Дед Мороз и Дед Мороз даже близко не святой. Но детская вера в Деда Мороза ничего вредного душе не приносит. И к тому же у родителей есть все возможности, «зацепившись» за интерес к сказочному персонажу, рассказать ребенку самую настоящую историю о чудотворце и его чудесах, причем рассказать прямо в Великом Устюге. Для этого можно зайти в великолепную церковь Николая Чудотворца на старой торговой площади города (Николо-Гостинская церковь XVII–XIX веков). Сейчас в здании храма располагается Музей этнографии, отделение Великоустюгского государственного музея-заповедника. В нем посетителям подробно рассказывают в том числе и о том, как праздновали на Руси Рождество. И у экскурсоводов здесь, в Никольском храме, вполне уместно будет уточнить, откуда же он взялся и кто же такой — наш, российский Дед Мороз…

Подъелочные или подставочные фигуры в СССР 30-50-годов

Накануне 1936 года в СССР после нескольких лет запрета елки как праздник и нарядное хвойное дерево были реабилитированы и даже обязательны на новогодних праздниках. Постепенно налаживается производство елочных игрушек или, как тогда говорили, подъелочных фигур.

Именно в эти годы происходит окончательное формирование образа Деда Мороза – доброго волшебника-дарителя, без которого новогодний праздник немыслим

В конце 30-х годов артели игрушечников массово начинают изготавливать Дедушек Морозов и Снегурочек. Например, московские артели «Все для ребенка» и «Елочные игрушки» специализируются на подъелочных фигурах. Помимо Дедов Морозов и Снегурочек, выпускают другие фигуры. При этом используется почти исключительно ручной труд. Лицо и голову делали, используя глину или папье-маше.

В основе фигуры был каркас. А вот для наряда использовалась обыкновенная вата. А для того, чтобы она, мягкая и пышная, не «расползалась», ее тщательно покрывали клейстером. Клейстер предварительно вываривали. Застывая, наряд игрушки становился твердым. Потом фигуру раскрашивали. Для украшения нарядов за неимением других материалов обычно использовали битое стекло и слюду.

Так как фигурки изготавливались вручную, все они отличались друг от друга чертами лица и иногда одеждой. Головные уборы были разные. Часто встречались обыкновенные шапки-ушанки. В те годы фигура Деда Мороз напоминала пожилого крестьянина в валенках. Бытует мнение, что шуба у волшебника должна быть красного или синего цвета. Тем не менее в 30-40-е годы чаще встречались «белые» Деды Морозы. Краску экономили, и волшебникам расписывали только лицо. Специалисты утверждают, что к 1941 году в Москве выпускали 36 моделей Дедов Морозов.

Сразу появляется традиция ставить под елку Деда Мороза, к которому скоро присоединяется и Снегурочка. Елочке без волшебников под ней словно чего-то не хватает, ее образ выглядит незавершенным. Игрушки выбираются покупателями с особой тщательностью, они передаются из поколения в поколение, занимая на Новый год свое место под лесной красавице.

Алла Сальникова, автор интересной книги «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку», в одном из интервью рассказывала, что в конце 30-х годов для организаторов детских елок выходило много методических рекомендаций. Их авторы пытались регламентировать проведение праздника и даже то, как надо наряжать хвойное дерево. Предлагалось у ее подножия выстраивать целые композиции на идеологические темы. Например, советские колхозы, герои-челюскинцы, советская квартира. А вот присутствие зимнего волшебника было совсем необязательным. “Что ему делать под елкой? Пуская сидит себе в зрительном зале и смотрит, что происходит на сцене!” – утверждали авторы методичек.

Но жизнь распорядилась иначе. Дедушка Мороз занял свое место под праздничным деревом, и никакие методически указания не мог его оттуда “убрать”.

На рубеже 40-50-х годов технология изготовления фигурок меняется. Большинство Дедов Морозов этого времени создают целиком из папье-маше и прессованных опилок. В целом игрушка Деда Мороза не сильно отличались от канонического образа волшебника-дарителя. Отличия были незначительными. Он мог быть с посохом и мешком за плечами или без них; в короткой шубе, под которой различались валенки или в длинной; в распахнутой или застегнутой верхней одежде; подпоясанным кушаком или нет; с лесными зверушками или без них. На цвет шубы волшебника часто не обращали внимания. На нем могла быть зеленая и желтая, фиолетовая и розовая шуба.

Образ Мальчика Нового года в XXI веке: открытки, рассказ, песня

Интерес к образу Новогодика в 10-е годы столетия поддерживает Студия подарков «DEDMOROZ.ru». Ежегодно к празднику компания готовит к печати новые дизайны новогодних открыток. Изображения Мальчика Нового года на почтовых миниатюрах не являются оригинальными. Это, скорее, кальки старых добрых советских открыток. Тем не менее опыт работы фирмы, ориентированный на сохранение национальных традиций, заслуживает одобрения.

20 декабря 2007 года в приложении к газете «Коммерсант» был напечатан рассказ Людмилы Петрушевской «Мальчик Новый год». Произведение посвящено известному в мировой литературе жанру рождественской истории. Серьезное повествование о глубокой неустроенности в нашей жизни и о том, что мир все-таки не без добрых людей.

 Дед Мороз и Снегурочка, торопясь на очередной заказ, на лестничной площадке встречают мальчика лет семи. Мама сказала ему, что умирает, а самого отправила в милицию… Добрые артисты взяли малыша с собой и представили его Мальчиком Новым годом. Но нареченный Новогодиком малыш плачет и не может успокоиться.

Вскоре выясняется, что у мамы алкогольное отравление и ее срочно нужно доставить в больницу. Заканчивается рассказ надеждой на лучшее: «… Двое людей той ночью с надеждой смотрели в окна, где сверкало и грохотал фейерверк, – Мальчик Новый год и его мама».

В 2010 году популярный композитор и исполнитель Дмитрий Дунаев написал песню «Мальчик Новый год». В ней обыгрывается сюжет встречи Старого и Нового года:

«Лесные закоулки, снежинок звездопад, хрустальные сосульки сережками висят.

Среди могучих елей, ведущих хоровод, плетется еле-еле ушедший Старый Год.

А ему навстречу радостно идет через поздний вечер Мальчик Новый год.

История появления Снегурочки

Кто такая Снегурочка? Это юная девушка с длинной косой в красивой шубе и теплых сапожках. Она спутница Деда Мороза и помогает ему раздавать новогодние подарки.

Фольклор

История появления Снегурочки не такая продолжительная, как у Дедушки Мороза. Появлению Снегурка обязана древнерусским фольклорным традициям. Эту народную сказку знают все.

На радость себе, Снегурку из белого снега слепил старик со старухой. Снежная девочка ожила, получила дар речи и начала жить у стариков дома.

Девочка была доброй, милой и красивой. Она имела длинные светлые волосы и голубые глаза. По приходу весны с солнечными днями Снегурочка начала грустить. Ее пригласили погулять и попрыгать через большой костер. После прыжка ее не стало, так как жаркое пламя ее растопило.

Относительно внешнего облика Снегурочки можно сказать, что его авторы три художника – Рерих, Врубель и Васенцов. На своих картинах они изобразили Снегурочку в белоснежном сарафане и повязке на голове.

 Загрузка …

Праздновать Новый год начали давно. С каждым годом что-то менялось и добавлялось, но основные традиции прошли сквозь века. Люди вне зависимости от социального положения и финансовых возможностей весело проводят новогодние праздники. Они украшают дом, готовят, покупают подарки.

История Нового года на Руси

Новый год любимый праздник жителей нашей страны. К нему готовятся, ждут с большим нетерпением, весело встречают и надолго оставляют в памяти в виде приятных картин, ярких эмоций и положительных ощущений.

История интересует немногих. А зря, скажу вам, дорогие читатели. Она весьма интересна и продолжительна.

История до 1700 года

В 998 году киевский князь Владимир на Руси ввел христианство. После этого смена лет происходила 1 марта. В некоторых случаях событие приходилось на день Святой Пасхи. Такое летоисчисление просуществовало до конца 15 столетия.

В начале 1492 года по приказу царя Ивана III началом года начали считать 1 сентября. Чтобы народ зауважал «сентябрьскую смену лет», царь позволил крестьянам и знатным дворянам в этот день посещать Кремль в поисках государевой милости. Однако народ не смог отказаться от церковного летоисчисления. Двести лет в стране было два календаря и постоянная путаница в датах.

История после 1700 года

Исправить ситуацию решил Петр Первый. В конце декабря 1699 года он обнародовал императорский указ, согласно которому смену лет начали отмечать первого января. Благодаря Петру Первому в России появилась путаница в смене эпох. Он откинул один год и распорядился считать началом нового века именно 1700 год. В других странах отсчет нового столетия начинался с 1701 года. Русский царь ошибся на 12 месяцев, поэтому на Руси смена эпох отмечалась годом раньше.

Петр Великий стремился ввести в России европейский образ жизни. Поэтому он приказал праздновать Новый год по европейскому образцу. Традицию наряжать елку на новогодние праздники позаимствовали у немцев, для которых вечнозеленое дерево символизировало верность, долголетие, бессмертие и молодость.

Петр издал указ, согласно которому на новогодние праздники перед каждым двором должны выставляться украшенные сосновые и можжевеловые ветви. Богатое население обязали украшать целые деревья.

Изначально для украшения хвойного дерева использовали овощи, фрукты, орехи и конфеты. Фонарики, игрушки и декоративные вещички появились на елке гораздо позже. Елка впервые засверкала огнями только в 1852 году. Ее установили в Екатерининском вокзале в Петербурге.

До конца своих дней Петр Первый следил, чтобы Новый год в России встречали так же торжественно, как и в европейских государствах. Накануне праздника царь поздравлял людей, вручал из своих рук подарки вельможам, преподносил фаворитам дорогостоящие сувениры, активно участвовал в забавах и гуляньях при дворе.

Император устраивал во дворце шикарные маскарады и приказывал, чтобы в новогоднюю ночь устраивали фейерверки и вели огонь из пушек. Благодаря усилиям Петра I в России празднование Нового года стало светским, а не религиозным.

Русскому народу пришлось пережить множество изменений, пока дата Нового года не остановилась на первом января.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду — кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

История появления Вотчины Деда Мороза

История вотчины тесно связана с историей появления в древнем Великом Устюге главного волшебника. Видимо, и вотчина, и сам Дед Мороз появились в городе благодаря замечательной инициативе Генерального директора ОАО «Новаторский леспромхоз» Кадомкина Владимира Викторовича.

Как рассказывало сетевое издание «Медуза», в 1997 году Москва и Вологда отмечали 850-летие со дня своего основания. Было принято решение – стать им городами побратимами. На встрече делегаций городов с речью выступил В.В.Кадомкин. Он покритиковал засилье Санта Клауса и подчеркнул необходимость поддержки Деда Мороза. Также предприниматель вовсю расхвалил преимущества древнего Устюга как места возможного пребывания главного волшебника. Мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову идея понравилась.

20 марта 1998 года представитель «Новаторского леспромхоза» А.В.Шевцов входит в состав Совета по развитию туризма в Великом Устюге. Тогда же в марте вологодское телевидение создает сюжет о Великом Устюге. В нем впервые показано широкой общественности то место, которое впоследствии назовут вотчиной Деда Мороза. Это База отдыха «Дружба» Новаторского леспромхоза. 

Материал сначала показали по областному телевидению, а затем его увидела вся страна в программе «Доброе утро» на ОРТ. Таким образом, весной 1998 года вопрос с местом жительства Деда Мороза уже решен.  В.В. Кадомкин отдал часть территории базы отдыха под объекты будущей «морозной» инфраструктуры.  

С 14 по 18 декабря делегация Вологодской области находится с визитом в Финляндии в городе Рованиеми. В состав делегации совсем неслучайно включен А.В. Шевцов. В следующем году на территории, принадлежащей «Новаторскому леспромхозу», начнется обустройство владений волшебника. А пока члены делегации изучают опыт волшебной Деревни Санта Клауса, существующей с 50-х годов. Пытаются понять, что можно адаптировать и перенести на русскую почку. Ясно, что у нашего Деда Мороза должна быть своя «деревня».

В распоряжении Мэра Москвы Юрия Лужкова и Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева от 21 декабря 1998 года «О реализации проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» содержится важное указание «разработать генеральный план парка развлечений 12 месяцев Деда Мороза» в г.Великий Устюг. Процесс по созданию загородного парка был запущен, но пока мы видим: то, что впоследствии назовут «вотчиной», в документа называется иначе

В июле в детском оздоровительном лагере «Дружба», вплотную примыкающей к планируемому парку волшебника, проходит специальная смена помощников Деда Мороза

В июле в детском оздоровительном лагере «Дружба», вплотную примыкающей к планируемому парку волшебника, проходит специальная смена помощников Деда Мороза.

30 августа в город прибывает делегация Москвы для открытия школы, построенной на столичные деньги. Лужкова знакомят с проектом Дома Деда Мороза и обещают ввести его в эксплуатацию к Новому году. Работа закипела. Говорят, главное здание вотчины строилось в авральном режиме. 16 сентября приступили к работе, 1 октября состоялась закладка Дома, а 25 декабря 2019 года состоялось его открытие. Таким образом Дом-терем Деда Мороза на вотчине соорудили в рекордно короткие сроки. Руководителем работ являлся Генеральный директор ОАО «Новаторский леспромхоз» В.В. Кадомкин.

К началу 2000 года столичные и вологодские архитекторы подготовили концепцию парка, а к марту 2000 года создается Генеральный план парка развлечений, который теперь носит название «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Как видим, название будущего парка изменилось.К сожалению, интересные идеи, заложенные в плане, не были реализованы и не пошли дальше красивого макета, который в течение многих лет с гордостью показывали гостям вотчины. В апреле на вотчине закладывается фундамент под строительство гостинцы.

В феврале 2002 года было зарегистрировано предприятие ОАО «Вотчина Деда Мороза». Парк зимнего волшебника получил свое официальное название. В дальнейшем вотчина будет обрастать новой инфраструктурой. Здесь появится много объектов, которые с удовольствием станут посещать многочисленные гости, приезжающие на родину зимнего волшебника. А вскоре “по образу и подобию” Вотчины Деда Мороза будут создаваться другие резиденции волшебников в различных российских регионах.

Где живет Дед Мороз, наряд и День рождения

Российский Дедушка живет по адресу: 162390, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза. Старик празднует свой День рождения 17 ноября. В этот день в Великом Устюге проходят праздничные мероприятия, конкурсы, концерты.

Отдельно стоит рассказать о наряде главного героя. У Деда Мороза длинная красная шубка, расшитая серебром. На ткани украшения:

  • восьмиконечные звезды;
  • крестики;
  • орнаменты.

Шуба подпоясана белым поясом с орнаментом красного цвета. Под шубой Дед Мороз носит брюки с рубашкой. Одежда сшита изо льна, украшена белым геометрическим орнаментом.

На голове шапка красного цвета, расшитая жемчугом, серебром, на руках – красные варежки с мехом. Ну а на ногах валенки белые. Обувь также расшита серебром.

Какой Дед Мороз без посоха? Атрибут украшен серебром, голубыми или синими снежинками. Посох обладает волшебной силой. С его помощью Дед Мороз решает вопросы:

  • укутывает поля и леса снегом;
  • управляет метелями, вьюгами;
  • рисует узоры;
  • заковывает во льды озера, реки.

Ведь детям обязательно необходимо покататься на лыжах и санках, слепить снежную бабу, поиграть со снежками. Посох помогает Деду Морозу при ходьбе, ведь ему надо преодолевать огромные расстояния. Авторы Энциклопедии Деда Мороза утверждают, что тройка лошадей появилась у героя только в 1959.

Посох защищает Деда Мороза от нечистых сил (Бабы Яги, Кикиморы, Лешего и др.). Он охраняет покой лестных жителей, противостоит злу. Атрибут исполняет и желания, помогает совершиться чуду. Помните слова Деда Мороза: раз, два, три елочка гори!?

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай

Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.

Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.

Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.

У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Что с Дедом Морозом в наше время?

Современный Дед Мороз собрал в себе всё. От Николая взял то, что дарит подарки. От божеств внешний вид, соответствие управляющему зимним царством. Таким его дети представляют. Считают его самым могучим и единственным волшебником, который приходит к ним в дом, читает их желания, оставляет подарок. Их забавляют поиски способов увидеть его у себя в доме.

В наше время с 1999 года в Великом Устюге существует проект под названием «Дед Мороз». Хотя первой родиной был Архангельск.

18 ноября основан проект. Сейчас в это время празднуют рождение зимнего волшебника. Открытие жилища Деда Мороза проходило в 1999 году, а именно 25 декабря. Город стали посещать туристы с разных городов страны. Стали приходить письма от детей. В проекте работает много людей.

В 2004 году построили почту для писем Деду Морозу. Через два года возвели ещё постройки, а именно тропу сказок. Для любителей зимних увлечений построен каток. Ботанический сад собрал редкие растения, а терем творчества, терем Снегурочки открыты для любознательных детей.

В 2008 году резиденция получила статус бюджетного учреждения. Весь год там проходят различные фестивали, концертные программы, экскурсии по городу, мастер-классы по ремёслам. Наибольшее веселье бывает в новогодние праздники. Дети участвуют в зимних забавах, любуются ледяными фигурами, посещают тропу сказок, возможно прокатиться на снегоходах, упряжке собак, оленях, лошадях. Действительно попадаешь в сказку, где всё возможно. Царит волшебная атмосфера. Можно увидеть настоящий наряд Деда Мороза, рассмотреть летний и зимний образ, побывать в его доме. Туристы вблизи волшебства вспомнят многих сказочных героев.

Мы обновили эту статью 19 ноября, 2019.

Из истории о Святом Николае

Святитель Николай Чудотворец жил в IV веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему, а став епископом, всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна. Однажды, желая помочь бедной семье, где были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, святитель Николай подбросил им три мешочка с золотыми монетами, что позволило отцу собрать дочерям приданное и выдать их замуж.
Согласно католической легенде, однажды все окна в доме оказались запертыми, и святой подкинул деньги в трубу. Легенда повествует, что золотые монетки попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Святитель Николай спасает купца, терпящего бедствие. Иллюстрация из современной детской книги

Православные почитают святителя Николая не только за его щедрость и нищелюбие, но и за бескомпромиссность в борьбе с ересями, и многочисленные чудеса, которые он творил и при жизни и после смерти. Не раз он спасал от смерти оклеветанных и невинно осужденных. Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки, а также русские купцы. Русские люди всегда прибегали к молитве святителю Николаю и получали скорое утешение в своих нуждах.

Икона “Избавление Николаем Чудотворцем сына Агрикова от сарацин”

Широко известна записанная житии святого история об избавлении сына Агрикова из сарацинского плена. А древний Киев хранит память о чудесном спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный мальчик счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
В праздник Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря, а католики – 6 декабря, сложилась традиция дарить послушным детям подарки в память святителя. Сохранилось большое количество старинных западноевропейских открыток, изображающих Николая Чудотворца в одеждах католического епископа, с мешком, полным игрушек, окруженным толпой детей. По мере секуляризации общества эта традиция утратила популярность, а роль щедрого дарителя плавно перешла к вполне светскому Санта-Клаусу.

День святого Николая. Старинные открытки. Святитель изображен в одежде католического епископа

***
Как видим, Санта-Клаус (изначально придуманный как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

Изменение персонажей

Санта-Чудотворец

Случилось это в 3-м в. н. э. в Ликии (римская провинция). Жил там мальчик с именем Николай, с малолетства хотел отдать себя служению Богу. Шло время, его родители состарились и умерли, а юноша оставил своё наследство нуждающимся и отправился на обучение к епископу, своему дяде. Со временем юноша сам стал епископом, которого любили и уважали, и было за что. Он проявлял чуткость и заботу к бедным, причём делал это тайно, но со временем всё равно всем стало известно, кем был их покровитель.

В эпоху Реформации протестанты боролись с традицией почитания святых, под их немилость и попал святой Николай. Его почитают лишь в некоторых странах и обмениваются подарками в его день.

Праздник к нам приходит

Синтерклаас – вариант имени известного нам американского Санта-Клауса. А прибыл он в Америку из Голландии, и был им никто иной, как святой Николай. У английских пуритан не было ни Санта-Клауса, ни Деда Мороза и вообще Рождество они не праздновали.

Отмечать, конечно, не отмечали, но был у них фольклорный персонаж с именем Отец Рождество. Изображался он, как толстый и бородатый мужичок, любитель выпивки и танцев, и символизировал он любовь как раз таки к безумным пляскам и веселью.

Только в 1821 г. Синтерклаас начинает появляться в литературе. Впервые он обрел своё место в книге «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», автор произведения так и остался неизвестным. В 1823 г. в стихотворении «Ночь перед Рождеством» К. К. Мура описывается, как глава семейства просыпается каждую новогоднюю ночь и смотрит на Санта-Клауса.

В 20-м веке благодаря маркетингу произошёл настоящий бум на Санта-Клауса. Сначала он появился в рекламе «Кока-колы», после актёры начали наряжаться Сантой на праздники, поздравлять детей и, несомненно, продвигать свой товар. Всё это и сохранилось до наших дней.

Реклама, кстати, распространилась настолько, что породила устойчивое мнение, будто бы именно компания «Кока-кола» изобрела канонический образ Санта-Клауса. Но это неправда, до этого Санта продвигал имбирный эль и даже минеральную воду.

Отечественный Дедушка Мороз

Православная церковь, конечно же, не одобряла никаких языческих персонажей, и дети считали, что получают подарки либо от родителей, либо от Иисуса Христа. Хотя Дед Мороз присутствовал на страницах детских книг и изредка забегал на праздничные ёлки, дети его всё равно боялись.

В 1917-м году произошла революция. Праздничные ритуалы вместе с ёлками стёрлись из советской жизни, а некоторые праздники вообще стали официально рабочими.

Русский добрый Дед Мороз в компании со Снегурочкой появился в 1937 году на главной ёлке в Доме союзов.

Сталин сказал: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». И эту фразу принял как призыв к действию Павел Постышев. Он написал в газете, что нужно устроить детские новогодние ёлки, правда, исключив все религиозные атрибуты. Таким образом, Вифлеемская звезда стала советской, и Новый год стали отмечать вместо Рождества.

Йоулупукки со своей женой стали добрыми сказочными персонажами на 10 лет раньше — в 1927 году. Именно тогда у них появилась своя резиденция на горе Корватунтури, а со временем и верные помощники – гномы.

Со временем всё вернулось на круги своя, только дети всё равно боялись бородатого Деда Мороза. Для смягчения его пугающего образа ему выдали Снегурочку – внучку. Она ласково называла его «дедушкой». А вместе с внучкой к его образу привязали целую кучу лесных зверюшек. Начали разыгрывать представления, где Дедушка Мороз был добряком, помогающий детям и спасающий праздник от других персонажей русского фольклора: Лешего, Кощея и Бабы-Яги.

Потребовалось два десятилетия, чтобы Дед Мороз стал милым дедушкой с множеством сюрпризов. Классический костюм «дедушки» — это бело-синие цвета, лишь сейчас он выходит в красных одеждах.

Конечно, наше время видоизменило, когда–то злых персонажей, но поговаривают, что прошлое иногда берёт вверх, и они ходят по домам в поисках непослушных детишек, и утаскивают в своём мешке к себе домой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий