Самый внимательный
Цель игры: определить самого внимательного и наблюдательного ребенка в группе, уделять особое внимание развитию мышления и речи детей. Оборудование: прищепка, небольшой бант, заколка для волос и несколько других мелких предметов
Оборудование: прищепка, небольшой бант, заколка для волос и несколько других мелких предметов.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам выявить самого наблюдательного и внимательного малыша в своей группе. Для этого необходимо как можно лучше запомнить, кто во что одет, что у него на голове и т. п.
Затем руководитель вызывает к себе двоих детей и просит еще раз внимательно осмотреть друг друга и повернуться таким образом, чтобы не видеть своего соперника. Остальные дети становятся членами жюри и внимательно наблюдают за ходом событий.
Воспитатель говорит участникам, что они должны ответить на следующие вопросы:
1) какого цвета кофта у твоего соперника?
2) что он надел на ноги?
3) какая прическа у девочки?
4) какого цвета заколка?
5) есть ли шнурки на ее (его) ботинках?
6) другие.
Таким образом все выясняют, насколько хорошо соперники запомнили внешний вид друг друга.
Если оба участника хорошо справились с заданием, то его можно немного усложнить, прикрепив небольшую деталь (заколку, бант, прищепку и др.) к одежде или волосам ребенка. Затем дети поворачиваются друг к другу и в течение 30 секунд должны ответить, что изменилось.
Если данная игра всем понравилась, и дети поняли ее условия, то для проведения следующего ее тура выбираются еще двое участников. Победителей можно наградить небольшим самодельным призом.
Библиография
1. Волина В. Праздник числа. М.: АСТ-ПРЕСС,1996.
2. Калугин М., Новоторцева Н. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Кенеман А., Осокина Т. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995.
4. Лямина Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1981.
5. Максаков А., Тумакова Г. Учите играя. М.: Просвещение, 1979.
6. Сборник песен для детского сада «Мы любим музыку». 1982. № 2. С. 24.
7. Сказка на ночь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
8. Степанов В. Гусь и цыпленок. М.: Фламинго, 2005.
9. Стихи для малышей: Сборник. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Задай вопрос
Цель игры: научить детей правильно ставить вопросы к различным словам и сочетаниям, развивать речь детей, расширять словарный запас, обращать внимание ребят на необходимость быть предельно внимательными. Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.)
Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.).
Возраст: 7 лет.
Ход игры: данная игра проводится в группе детей, которые достаточно хорошо подготовлены к школе и уже знают алфавит и самостоятельно читают. Если в коллективе детей не все могут справиться с этим, то это не страшно, так как они все равно научатся правильно ставить вопросы к предложенным словам.
Итак, воспитатель рассаживает детей таким образом, чтобы всем было видно наглядный материал, который расположен на доске.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что следует верно задать вопрос, когда это будет необходимо.
Воспитатель предлагает на выбор несколько вопросов, которые при помощи магнитов закреплены на доске, и обращает внимание на то, что следует быть очень внимательными. Задания руководителя могут быть такими:
Задания руководителя могут быть такими:
1) задайте вопрос к словам «на небе» (где или на чем?);
2) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать время (сколько времени?);
3) что вы спросите, если нужно узнать дорогу домой (как пройти…?);
4) задайте вопрос к слову «вчера» (когда?);
5) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать план дальнейших действий (что делать?);
6) что вы спросите, если вам нужно купить что-либо, а вы не знаете цены (сколько стоит?). Ребята, которые хорошо умеют читать, выбирают из предложенных карточек те, на которых написаны необходимые вопросы. Остальные дети отвечают на вопросы воспитателя устно.
Съедобное – несъедобное
Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, ловкость, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное
Оборудование: резинка длиной 4–5 м, связанная в кольцо.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель собирает детей в игровой комнате и просит ответить на следующие вопросы:
1) какие из перечисленных предметов являются съедобными (яблоко, морковь, телефон, мандарин, автомобиль)?
2) какие из данных предметов несъедобны (стул, дом, кошка, картофель, колбаса, телевизор)?
3) что бы вы хотели съесть из того, что будет перечислено (ананас, книгу, клубнику, цветок)?
4) что бы вы не стали кушать ни при каких обстоятельствах (фломастер, пирожное, торт, краски для рисования)?
5) разделите на две группы (съедобное – несъедобное) следующие слова: тетрадь, буквы, стол, помидор, огурец, компьютер;
6) и так далее.
Подобные вопросы перед началом игры помогут детям с легкостью делить все предметы на съедобные и несъедобные и выполнять в зависимости от этого необходимые действия.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что нужно как можно быстрее определить, съедобен названный предмет или нет.
Далее все выбирают водящего, становятся внутрь резинки и внимательно слушают, что скажет выбранный игрок. В случае если он назовет предмет, который можно съесть, то все остаются на местах. Тот, кто уже успел выпрыгнуть из кольца, становится водящим. Игра при этом продолжается дальше.
Но если водящий называет несъедобный предмет, то все должны быстро покинуть кольцо. Тот, кто сделал это последним, и на чьих ногах осталась резинка, становится водящим и следующим называет любой предмет.
Следует заметить, что нельзя выпрыгивать из кольца, а затем запрыгивать обратно. Такой игрок выбывает из игры на время, пока не сменится водящий.
Если при названии съедобного предмета все остались, как и положено, на своих местах, то водящий остается прежним. То же происходит, если все участники быстро выпрыгнули из кольца, услышав название несъедобного предмета или продукта.
Ошибки Буратино
Цель игры: развивать у ребят интерес к изучению русского алфавита, внимательности, сообразительность, желание и умение правильно писать буквы.
Научить находить ошибки в написании знакомых букв.
Оборудование: карточки с крупными буквами, в написании которых допущена ошибка: €, F, НЬ, 6, Л, У, Ц, N, V, W, R (на обратной стороне листов правильное написание данной буквы, т. е. Э, Г, Н, Э, Л, У, Ц, И, Л, М, Я); несколько карточек с другими буквами, написанными безошибочно, игрушка Буратино.
Возраст: 7 лет.
Ход игры: данная игра проводится в группе детей, которые не только знакомы с буквами алфавита, но и умеют их писать
В период обучения письму дети очень часто допускают типичные ошибки в написании букв (например, Я – R, Э – 6, И – ? и др.), поэтому очень важно вовремя обратить на это внимание и побудить их к правильному письму
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришел Буратино, который пошел в школу и научился писать многие буквы, а какие именно, он вам сейчас покажет. Руководитель по очереди поднимает подготовленные карточки в следующем порядке: €, К, П, НЬ, 6, Р, Л, А, У, О, Ц, Ю, N, Ж, V, Н, W, R, С и просит ребят проверить, верно ли написал буквы Буратино, на что дети отвечают, что в некоторых из них допущены ошибки.
Для того чтобы исправить все то, что написал Буратино, воспитатель должен вывешивать правильные варианты написания на доску, чтобы ребята видели, как должна выглядеть та или иная буква.
В случае, если малыши затрудняются в определении ошибки, можно сравнить между собой верное и неверное написание определенной буквы, предложив детям определить, где допущена ошибка, а где – нет.
Таким образом, ребята в игровой форме запоминают правильное написание букв русского алфавита.
Иван Сусанин
Цель игры: продолжать всестороннее развитие детей.
Развивать такие качества, как наблюдательность, внимание, память. Оборудование: 6–7 стульев, расставленных в комнате в произвольном порядке
Оборудование: 6–7 стульев, расставленных в комнате в произвольном порядке.
Возраст: 7 лет.
Ход игры: ребята собираются вместе и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить дорогу, по которой прошел водящий.
Воспитатель просит детей выбрать водящего и командира, затем выстроиться в ряд. Когда все будут готовы, ребенок, который исполняет роль Ивана Сусанина, проходит по комнате, обходя стулья, стараясь запутать след. Когда водящий дойдет до другого конца игровой, движение начинает группа оставшихся детей, выстроенных в ряд. Ими руководит командир, который ведет всех за руку, образовывая длинную цепочку.
Если данное задание является слишком простым, то его можно усложнить, предложив водящему пройти сложный путь, а командиру – провести свой отряд в обратном направлении, т. е. начать там, где закончился путь Ивана Сусанина, а закончить там, где он начинался.