Еврейский музей и центр толерантности в Москве

Самая впечатляющая экспозиция, центр Еврейского музея

Самой интересной в плане познавательности и качества оформления среди экспозиций музея большинство посетителей признает Штетл, поселение евреев в черте оседлости в Российской империи.

Черта постоянной еврейской оседлости была узаконена Екатериной Великой в 1791 году, определяя местности для их постоянного проживания. Это были западные и южные губернии Российской империи, общей площадью более 1,2 млн квадратных километров. Площадь территории нынешнего государства Израиль в 50 с лишним раз меньше!

В экспозиции еврейского местечка использованы и фотографии во всю стену, и здесь же самое большое количество привычных музейных экспонатов. Оживляют отдельные сюжеты уже знакомые белые скульптуры из гипса, одетые и расположенные согласно представленным сценкам. Культовое здание синагоги представлено изнутри, здесь молящийся с книгой и подлинная Тора в свитках с ручками – касаться священного текста нельзя, его прокручивают. Показаны уличные музыканты, жилище изнутри, сцена на базаре.

Описание Еврейского музея

Идея создания необычной выставки, посвященной истории и традициям еврейского народа, зародилась на рубеже XX–XXI в. у главного раввина России Берл Лазара и президента Федерации еврейских общин Александра Бороды. Большую роль в появлении музея сыграл и руководитель Департамента по связям с общественностью ФЕОР Борух Горин, являющийся сегодня Председателем правления музея.

К концу XX в. здание и весь комплекс автопарка находились в плачевном состоянии. На реконструкционные работы, сбор экспозиции музея, закупку и установку интерактивного оборудования и разработку программ потребовалось более 50 млн руб. Средства были получены в основном благодаря пожертвованиям от представителей еврейских общин, видных политических деятелей, в т. ч. не принадлежащих диаспоре евреев.

Подбор и сортировка артефактов, ставших основой экспозиции музея, заняли более 10 лет. Концепция экскурсионных программ разрабатывалась с привлечением экспертного совета еврейских музеев из разных стран мира. Особый упор делался на применение интерактивных технологий.

Идея создания выставки зародилась у Александра Бороды.

Дворец Великих Магистров

Он также находится в Старом Городе на улице Рыцарей. Перепутать дворец с чем-то еще трудно, поскольку это здание является архитектурной доминантой старого Родоса, возвышаясь над храмами и минаретами османских мечетей, так что я узнал его сразу, как увидел.

Возможностью наблюдать сегодня это величественное строение мы обязаны итальянцам, под властью которых Родос находился с 1912 года и до конца Второй Мировой Войны. Дело в том, что в 1856 году, когда остров был под владычеством османских турок, вытеснивших в 1522 году госпитальеров, оригинальный дворец был разрушен в результате взрыва порохового склада. Кстати, инициатива воссоздания рыцарской цитадели исходила в том числе и от самого Бенито Муссолини.

Как добраться до дворца Великих Магистров

Здание Дворца Магистров находится в северо-западной части Старого Города. Чтобы попасть туда, нужно последовательно преодолеть ворота Амбуаз и ворота Святого Антония. От Дворца Великих Магистров начинается та самая улица Рыцарей. Подробнее о том, как туда добраться, написано здесь.

Экспозиция Дворца Великих Магистров

Отчасти экспозиция Дворца Великих Магистров продолжает и дополняет ту, что находится в стенах древнего госпиталя. Впрочем, выставленные во дворце античные скульптуры по значимости существенно уступают тем, которые выставлены в археологическом музее. Компенсируют этот недостаток римские мозаики, вывезенные с острова Кос и также входящего в состав архипелага Додеканес. Проводившие реставрацию дворца в первой половине XX века итальянцы использовали их для оформления пола сразу в нескольких залах. В результате один из них теперь носит название «Зал Медузы» в соответствии с сюжетом мозаичного панно, которое изображает голову Медузы Горгоны – той самой, при одном взгляде на которую любой смертный обращался в камень.

Помимо скульптур во Дворце Великого Магистра представлена коллекция посуды римского и византийского периода.

Но есть в этом здании и еще одна экспозиция: сразу несколько залов дворца воссоздают интерьеры времен, когда цитадель была действующей резиденцией Великого Магистра ордена рыцарей-иоаннитов.

Надписи по-русски перед экспонатами отсутствуют, как и русскоязычный аудиогид. Лично мне такая политика не очень понятна, поскольку туристов из России на Родосе немало, да и в информационном киоске в изобилии представлены бесплатные проспекты на русском.

Режим работы Дворца Великих Магистров

Входной билет во дворец дает право осмотра всех размещенных в нем экспозиций.

Цена билета составляет:

  • для взрослых — 6 евро,
  • для граждан Евросоюза старше 65 лет — 3 евро,
  • для детей до 18 лет — вход свободный.

Время работы музея с 08.00 до 16.00 кроме понедельника, когда он открыт до 12.30.

Центр толерантности

Судя по наименованию, это подразделение преследует цель пропаганды терпимости и уважения к самобытной культуре и религии, к людям, их придерживающимся. Подразумевается равенство прав и возможностей без какого-либо ущемления. Однако о каком ущемлении можно говорить, если на переписи населения 2010 года из назвавшихся евреями более 65% имели высшее образование, тогда как в среднем по России эта цифра втрое меньше? Тем не менее Центр толерантности существует, оснащение его великолепно.

Помещение оснащено демонстрационным экраном на стене, но главная фишка – оригинальные сиденья, а вернее – персональные компьютеры при каждом из посадочных мест. Всего здесь более полусотни мониторов, а заняты только несколько. Предлагаемые тесты на толерантность нашим корреспондентам показались настроенными на положительный итог, но это может самостоятельно проверить каждый пришедший в Еврейский музей.

Имеет Еврейский музей еще несколько подразделений с различными функциями, от Детского центра до сувенирной лавки и кафе. При этом больше всего запоминается историческая часть экспозиции, выполненная в совершенно необычной для музея, преимущественно интерактивной форме. Справедливо высказывание шефа американской фирмы, разработавшей и осуществившей концепцию музея, что все знания мира сейчас уместятся на карманном гаджете, а музей должен давать эмоции и настроение.

Аквариум Старого Города

Мало, кто знает, но аквариумов в столице острова Родос на самом деле два. На второй я набрел случайно, гуляя по Старому Городу, и после его посещения могу сказать, что его низкая популярность является абсолютно заслуженной.

Сама экспозиция очень небольшая, а с учетом стоимости 5 евро за взрослый билет и 3 за детский идти туда стоит, только если вы фанат подводного мира или просто посетили уже все остальные интересные места как города, так и острова.

Другие музеи Родоса

Дело в том, что в различных зданиях старого города то и дело устраиваются временные экспозиции или меняют дислокацию постоянные выставки. Так в одном неприметном одноэтажном здании я совершенно случайно наткнулся на выставку копий средневековых гравюр Колосса Родосского и старинных карт острова Родос и архипелага Додеканес, частью которого он является. Вход обошелся всего в 1 евро, но по возвращении в Москву я как не искал, не нашел информацию об этой экспозиции.

А в одной из башен Родосской крепости совершенно бесплатно была организована выставка работ уже современного художника, соединившего в своих работах античные мотивы, жесткий сюрреализм и откровенную порнографию.

Кстати, сам маэстро бурно выражал протест по поводу того, чтобы его полотна кто-то фотографировал.

Вообще, гуляя по столице острова Родос, я не раз убеждался, что сам город и в особенности его старую часть можно исследовать бесконечно, то и дело открывая для себя интересные места. В этом смысле любой туристический путеводитель должен стать для вас всего лишь отправной точкой, но никак не истиной в последней инстанции, а свой Родос вы откроете для себя сами.

Начинаем осматривать Еврейский музей

В феврале 2018 года Еврейский музей открыл выставку Собибор: победившие смерть, которая рассказывает о восстании заключенных в концлагере на польской территории. Представлена имеющаяся информация об этом конвейере смерти, где под видом мытья в бане людей умерщвляли в газовых камерах. Основой экспозиции стали воспоминания выжившего узника, записанные его сыном. Отражен эпизод восстания безоружных узников, единственного удавшегося в фашистских концлагерях.

Выставка никаким образом не связана с фильмом Хабенского, не является его рекламой или материалом сценария. В этом смогут убедиться российские кинозрители, посетившие Еврейский музей. Во время визита в нашу страну выставку посетил премьер Израиля Нетаньяху в сопровождении Президента России Путина. Продолжилась традиция бывшего на открытии музея 9-го президента Израиля Шимона Переса, родня которого погибла в сожженной немцами польской синагоге.

Ограждающие конструкции кинозала сеткой не ограничиваются, в нем обеспечена изоляция от остального пространства огромного здания. Круговой экран из нескольких секторов обеспечивает демонстрацию панорамного фильма для сидящих по кругу зрителей, примерно сотни человек. Наличие в центре помещения круглого стола позволяет предположить проведение здесь не только киносеансов, но и иных мероприятий.

Содержание фильма пересказывать не хочется, чтобы не предвосхищать собственное восприятие читателей обзора при визите в Еврейский музей. Скажем только, что излагается история еврейской нации, от библейских времен до исхода из Египта, демонстрируется воображаемое устройство Иерусалимского храма и иные фантазии. Своеобразны зрительские кресла поглощают значительную часть внимания посетивших киносеанс.

Похожи на маски аквалангистов массивные очки, погружающие зрителей в виртуальную реальность демонстрируемой историко-фантастической картины. Техника кинопроизводства прогрессирует стремительно, обозреватель не стал вникать в маркировку системы, но Еврейский музей установил явно не устаревший вариант. Кинозал по сути тоже проходное помещение, из него посетители попадают сразу к основной экспозиции.

Дополнительные проекты

При Еврейском музее действуют дополнительные программы, ведутся различные проекты, охватывающие все сферы деятельности еврейской диаспоры.

«Образовательный центр»

Просветительские программы связаны с постоянной экспозицией музея и проводимыми здесь временными выставками. Команда профессиональных спикеров организует курсы, лекции и семинары, авторские мастер-классы.

Для посетителей музея регулярно организуются тематические кинопоказы, встречи с представителями еврейской культуры и политическими деятелями. В программу мероприятий включены диспуты, мастер-классы, тренинги.

«Детский центр»

Для самых юных посетителей и их родителей создана особая развлекательно-досуговая программа, совмещенная с образовательной деятельностью. Детей приглашают на различные интерактивные квесты, игровые и арт-классы.

Отдельные программы действуют для школьников в дни каникул. На территории музея работают лагеря дневного пребывания.

«Исследовательский центр»

Программа направлена на систематизацию и обработку экспонатов музейного фонда, поиск информации и пополнение экспозиции

Важной стороной деятельности центра является научно-просветительная деятельность

К программе привлекаются студенты и молодые ученые. Им выделяются специальные стипендии и гранты, стимулирующие интерес к проекту.

«Центр авангарда»

Концепция программы разработана сотрудниками музея совместно с культурно-издательским проектом «Энциклопедия русского авангарда». Обучающий курс состоит из лекций и семинаров, кинопоказов, экскурсий и мастер-классов, на которых посетители мероприятий знакомятся с новаторским направлением культуры начала XX в. Программа рассчитана на широкий круг участников разного возраста.

Мне нравится2Не нравится

Дополнительная информация

Сведения о Еврейском музее и расписание мероприятий можно найти на официальном сайте – jewish-museum.ru.

Адрес и способы добраться

Музей расположен по адресу улица Образцова, дом 11. Вход находится со стороны переулка Новосущевского.

Подробная инструкция, как добраться от ближайших станций метро, следующая:

  • от метро «Новослободская» (выход со стороны улицы Селезневской) пересесть на трамвай № 50 до остановки «Дворец культуры МИИТ»;
  • от метро «Достоевская» по улице Селезневской пешком до переулка Институтского, далее поворот направо до переулка Новосущевского;
  • от метро «Марьина Роща» по улице Сущевский вал до переулка Институтского, далее до переулка Новосущевского.

Попасть в музей можно на трамвае № 19 или маршрутном автобусе № 144, проехав до остановки общественного транспорта «Улица Образцова».

Адрес музея.

Стоимость билетов

Цена на посещение постоянной экспозиции Еврейского музея составляет 400 руб., временных выставок – 300 руб. Для детей 7–17 лет, студентов и школьников, пенсионеров действует льготный тариф – 50% от стоимости билета. Специальная категория посетителей – дети до 6 лет, участники и инвалиды ВОВ, военнослужащие – имеет право на бесплатный вход.

Время работы

Еврейский музей и центр толерантности открыт для посетителей в будни:

  • с понедельника по четверг – 12-00 до 22-00;
  • в пятницу – с 10-00 до 15-00.

В субботу и воскресенье, а также в дни еврейских праздников – выходной.

Парковка

Посетители, приезжающие на собственных автомобилях, могут оставить транспорт на охраняемой автостоянке.

График работы парковки:

  • с понедельника по четверг круглосуточно, в пятницу – до 15-30;
  • с 15-30 пятницы по 09-00 воскресенья, а также во время еврейских праздников парковка не работает.

Посетители могут оставить автомобиль на стоянке.

Адрес стоянки – улица Образцова, дом 19, строение 3. Стоимость 1 часа – 100 руб.

Центр толерантности

Хотя дополнительная площадка и относится к музею, она расположена вне рамок экспозиции. В Центре толерантности для посетителей проводятся просветительские и образовательные мероприятия, тренинги, семинары.

Основная информация

Целями создания Центра толерантности стали обеспечение открытого диалога между евреями и представителями других наций и культур, пропаганда веротерпимости. Посетителям центра предоставлены для работы 60 iPad, с которых можно принять участие в опросах на тему толерантности или узнать мнение других респондентов.

Мероприятия

Тренинги, проводимые Центром толерантности, касаются не только национальных и религиозных вопросов. Обучающие мероприятия посвящены развитию терпимости во всех областях жизни. Большая роль отводится программе развития толерантности в среде подростков и юношества. Тренинг «Каждый важен» посвящен проблемам буллинга в учебных заведениях.

Мероприятия в музее касаются национальных вопросов.

Программа рассчитана на группы школьников разного возраста – учащихся 5–8 и 9–11 классов.

События

В Центре толерантности действуют различные программы: проводятся образовательные мероприятия, вебинары, работают дискуссионные клубы. Активное содействие в работе программ оказывает Фонд президентских грантов.

Программы центра

Среди образовательных направлений особый упор делается на профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде, а также на противодействие буллингу в учебных заведениях.

Сегодня Центр толерантности проводит работу по 2 программам:

  • «Безопасный мир»;
  • «Каждый важен».

Тренинги рассчитаны на группы школьников разных возрастов и их преподавателей.

Программы центра рассчитаны на школьников разных возрастов.

Историческая экспозиция

Геометрическим и смысловым центром исторической экспозиции Еврейский музей сделал макет части земного шара, и не без оснований. На глобусе отмечены пути миграции еврейского народа, как они изложены в священных книгах древнейшей человеческой религии. На окружности столешницы содержится хронологическая шкала с датами крупнейших событий в жизни евреев, их продолжительных скитаниях и расселении по миру. При этом желающие могут узнать сведения о евреях в любом регионе мира.

Своеобразное кругосветное путешествие посетители совершают поодиночке либо экскурсионными группами. Далее еврейский музей использует собственную находку – белые гипсовые фигуры, соответствующие отдельным разделам экспозиции. Они либо иллюстрируют происходящее в сюжетах, либо наблюдают вместе с реальными посетителями. Отсутствуют эти безмолвные персонажи только вокруг глобуса, что подчеркивает вводный характер этой части экспозиции.

Более развернутая информация, оформленная с расчетом на максимальное эмоциональное воздействие, состоит из нескольких смысловых линий. Главные из них – жизнь евреев в разные исторические периоды, бытовые и религиозные составляющие, которые представлены различными инсталляциями, фильмами и тематическими разделами. Есть центральная линия экспозиции, разделы которой посетителям не обойти, и боковая, уточняющая и детально конкретизирующая предыдущую информацию.

Не обошлись организовавшие Еврейский музей без некоторого усложнения воспроизведения и трактовки истории еврейства, что затрудняет восприятие информации посетителями, слабо знакомыми с предметом изложения. Информационный коридор сочетает описывающую исторические перипетии левую сторону с религиозной составляющей, размещенной с правой стороны прохода. Здесь посетители вольны выбирать более интересное каждому, перемещаясь между сторонами коридора.

Евреи в нашей стране

Историческую экспозицию Еврейский музей по понятным причинам сосредоточил на событиях в Российской империи и Советском Союзе. Подчеркиваются ограничения, налагаемые на евреев – запрет на некоторые занятия, религиозные ограничения, возможность селиться только на ограниченной территории (пресловутая черта оседлости). Обосновывалось это разницей веры, однако подспудно власти боялись конкуренции для русских со стороны предприимчивой и, прямо говоря, умной нации.

Приток евреев в Россию существовал из Палестины, но большинство прибывало из Европы, из числа германских евреев (ашкенази). Мощными импульсами к росту числа еврейского населения были разделы Польши, а также обретение Россией Крымского полуострова. Еврейский музей называет исторический рубеж, когда в России жило до 80% мирового еврейства. Описана здесь и роль лиц еврейского происхождения в народничестве, социал-демократии, российских революциях и Великой Отечественной войне.

Религиозные аспекты

Положительные черты еврейского народа сформировались вопреки, а частично – и благодаря многовековым преследованиям и притеснениям. Видимыми причинами стали как бытовые обычаи, так и, прежде всего, религиозные. Это тем более удивительно, что религиозные воззрения евреев стали основой других популярнейших мировых религий, христианства и ислама. Святыней трех ныне существующих религий стал Иерусалим, хотя первый храм там был возведен в честь языческого божества сирийцев (Шалем).

Экспозиция о религиозных устоях иудаизма достаточно информативна, чтобы ее комментировать перед посещением читателями обзора. Относительно взаимосвязи религий – общеизвестно, что в Библии весь Ветхий Завет взят из Торы, а евреи древности воспринимали христиан как образованную на основе их веры секту, а Христа одним из ее проповедников. Ислам же причисляет Иисуса к числу пророков наравне с Авраамом, Исааком и Иаковом, упрекая иудеев лишь в непризнании таковым Магомета.

Пророчество Веры Мухиной

Бахметьевский автобусный парк, 1927

Один из первоначальных эскизов Бахметьевского гаража, 1926-1927

Английские автобусы фирмы «Лейланд», 1930-1935

Стоит ли говорить, что постройка, как минимум, привлекала внимание – причем, не только работников московского транспорта. Однажды, к примеру, сюда наведалась сама Вера Мухина, которая не просто впечатлилась легкостью внутреннего пространства (еще бы: гигантскую крышу несли всего 18 изящных колонн), но и справедливо предположила, что в будущем никакого гаража здесь не будет

Как в воду глядела, не так ли?

Впрочем, все могло бы сложиться совсем по-другому и, увы, очень печально. В 1999 году 3-й автобусный парк действительно переехал отсюда – в Бибирево. Вот только достойного применения историческому зданию найти никак не могли. Гараж пришел в запустение, и вот над его крышей уже нависает угроза сноса. Марьина Роща – перспективный район, который давно очистил свою «темную» репутацию. Так почему бы не построить здесь элитное жилье или, скажем, ночной клуб?

Но к счастью, в 2001 году за Бахметьевский гараж вступилась «Московская Марьинорощинская Еврейская Община», которая предложила восстановить историческое здание и открыть в нем музей. Столичные власти согласились и передали ей объект в безвозмездное пользование. В конкурсе музейных концепций победила идея «Погружение в историю и культуру – через развлечения» американских архитекторов из бюро Ральфа Аппельбаума. И работа закипела.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий